Между двумя стилями — китайским и японским, которые можно объединить под названием «дальневосточные», европейцу легко обнаружить многочисленные черты сходства. Это неудивительно — ведь японская культура в течение длительного времени испытывала мощное влияние культуры китайской.
Однако различия между этими двумя стилями не менее существенны. И связано это прежде всего с условиями, в которых развивался каждый из них.
Маленькая перенаселенная Япония с довольно суровыми условиями жизни выработала цельный единый стиль, одно из главных отличий которого — аскетизм и приверженность внутренним ощущениям, а не внешним эффектам.
Вследствие этого создать убедительную стилизацию под японский стиль с помощью внешних эффектов практически невозможно. Прежде чем перестраивать интерьер в японском стиле, нужно проникнуться японским духом.
С китайским стилем дело обстоит иначе. Китайская культура включает в себя множество направлений и течений, которые существенно различаются как по месту своего возникновения и распространения, так и по времени. Однако цельность каждого из этих направлений не всегда важна даже для самих китайцев. Что касается европейцев, то лишь самые продвинутые из них, обустраивая свой дом, станут вникать в тонкости и следовать, к примеру, стилю династии Мин.
Для большинства европейцев существует лишь пестрый и многообразный «китайский стиль вообще». Этому стилю отнюдь не чужды внешние эффекты, поэтому для вполне приемлемой стилизации под китайский стиль достаточно насытить интерьер предметами, которые ассоциируются с Китаем. Картины на шелке, драпировки «с драконами да змеями», как пел Высоцкий, иероглифы на стенах, китайские вазы, китайские скульптуры и китайские фонарики — все это вполне способно создать антураж, совпадающий с представлениями среднего европейца о том, как должен выглядеть китайский интерьер. Но разумеется, такой интерьер будет далек от настоящего китайского стиля.
Специфику истинного китайского стиля определяет особый подход к организации пространства. В основе этого подхода лежит фэн-шуй. В Европе фэн-шуй чаще всего называют искусством, но как и многие другие явления, пришедшие с Востока (например, шахматы), его трудно с уверенностью отнести к какой-то определенной категории. Точно так же фэн-шуй можно назвать наукой или даже религией, но и это будет не совсем верно.
Фэн-шуй — это учение взаимосвязи всех вещей и явлений в пространстве, а также о связи человека со всем, что его окружает. У нас в России поверхностный подход к фэн-шуй нередко становится предметом для шуток. Однако даже если не верить в то, что между вещами, людьми и пространством существует мистическая взаимосвязь, все равно нельзя не признать, что фэн-шуй способствует гармоничной организации пространства.
Эстетическая сторона фэн-шуй имеет высокую ценность вне зависимости от отношения к мистической составляющей. Интерьер, организованный в соответствии с принципами фэн-шуй — это прежде всего красиво.
Один из важнейших принципов фэн-шуй можно охарактеризовать, как отрицание прямолинейности. Прямым и острым углам, резким переходам нет места в китайском стиле. Конечно, в традиционных для Европы и России малогабаритных прямоугольных помещениях соблюсти этот принцип не так-то просто, но выход всегда можно найти.
Драпировки, высокие вазы или скульптуры в углах, встроенная мебель, экономно использующая угловое пространство — все это поможет приблизить очертания комнаты к идеалу в китайском понимании.
китайское багуа
Разумеется, изложить — пусть даже кратко — все принципы фэн-шуй в одной статье невозможно. Основной вывод, который можно сделать в широком приближении, состоит в том, что китайский стиль — это явление широкое и многоплановое. К нему можно отнести как минимальную стилизацию использованием характерных акцентов — таких, как китайские фонарики, колокольчики, «музыка ветра» и картины на шелке, так и полное переустройство интерьера в соответствии с принципами фэн-шуй. Выбор вариантов почти столь же огромен, как сам Китай.
Источник «Аура Дома.ру»