Анатомия диалога: простые правила общения. Часть 1

Непосредственное общение людей, назовем его «Пространством общения» — категория психологическая и подразумевает такую связь людей, когда люди видят друг в друге носителя неповторимой субъективной стихии. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, картину мира собеседника.

Одна из самых важных составляющих общения — наше самовыражение, трансляция нашей индивидуальности и наших жизненных стилей. Декодирование мира другого человека — задача весьма сложная.

Субъекту непосредственно даны:

1) внешний облик других людей;
2) их поведение и поступки;
3) используемые ими коммуникативные средства.

Приходится проделать определенную работу, дабы, опираясь на эти данные, понять, что представляет собой собеседник, сделать заключение об его способностях, мыслях, намерениях, характере. То есть, мы «читаем» значение его внешних данных и раскрываем смысл внутреннего «психологического плана». Это чтение происходит бегло, благодаря автоматически функционирующему психологическому аппарату, сформированному в процессе приобретаемого опыта общения. От точности прочтения зависит успешность общения и эффективность согласованных действий.

Полноценное общение требует и постоянного обновления круга собеседников разных возрастов, иначе мы начинаем коснеть в своих суждениях и взглядах на мир.

Позиции партнеров в контакте:

Ежесекундная готовность к контакту составляет важную особенность человеческой психики. «Быть в сознании», «мыслить» — означает жить в режиме диалога.

Каждый из партнеров может занимать в контакте одну из четырех ролевых позиций:

1) позиция неучастия;
2) «пристройка сверху»;
3) «пристройка снизу»;
4) «пристройка рядом».

Ролевая позиция, занимаемая одним из партнеров контакта, в высшей степени информативна для другого. Позиции контакта участников общения далеко не во всех случаях «согласованны». Когда ролевые позиции согласованны, общение доставляет обоим чувство удовлетворения. Если положительная эмоция заранее «упакована» в коммуникат на радость партнеру, то такой коммуникат Эрик Берн назвал «поглаживанием». Именно при согласованности позиций, о чем бы ни говорили собеседники, у них идет обмен «поглаживаниями».

Лишение ответного «поглаживания» уже задевает партнера; и если он, вопреки ожиданиям, пристраивается «сверху», — это вызывает гнев. Коммуникат с «начинкой», провоцирующий отрицательную реакцию Эрик Берн назвал «уколом».

Очевидно, что большое значение для будущего диалога и его успешности имеет правильно выбранная «пристройка».

Уровни общения:

1) Один из основных — «конвенциальный» уровень общения — представляет собой полноценное человеческое общение. Человек испытывает потребность в контакте, у него возникает так называемая установка на внешнюю коммуникацию («поговорить бы с кем-то… «). И если есть реальный партнер, человек интуитивно готовится к пристройке «рядом».

В качестве условия контакта предполагается, что он поочередно будет то говорящим, то слушающим. Контакт на конвенциональном (согласованном) уровне требует от партнеров высокой культуры общения, и он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем. В реальном общении обнаруживаются уровни, как лежащие выше конвенциального, так и лежащие ниже него.

2) Самый низкий уровень общения — «примитивный», предполагающий пристройку «сверху» и использующий в своем арсенале пренебрежение, ссоры, конфликты, рукоприкладство, угрозы, «нецензурную лексику».

3) «Манипулятивный» уровень общения занимает промежуточное положение между «примитивным «и «конвенциальным». Субъект, избирающий партнерство на этом уровне, по своему подходу к другому человеку близок к примитивному уровню, но по исполнительскому мастерству приближается к «конвенциальному» уровню общения. В целом, характеристика манипулятора такова: для него партнер — соперник в игре, которую непременно надо выиграть, — материально или психологически.

В фазе направленности на партнера манипулятор заранее изготавливается к подчинению себе собеседника, к пристраиванию к нему «сверху». Идут в ход «расставление ловушек», усыпление бдительности лестью, использование «слабых мест», тайные «уколы» с целью во что бы то ни стало выиграть «игру». «Противоманипулятивная» защита требует большой выдержки и опыта, и очень важно не подыгрывать такому партнеру, а «выходить из игры».

4) «Стандартизованный» уровень общения — это «контакт масок» — маска вежливости, маска безучастности, маска любезности. Фаза направленности на партнера здесь неудовлетворительна и подлинного желания контакта не отмечается.

5) «Деловой» уровень общения идеально подходит для коллектива. Им определяется культура взаимоотношений между деловыми людьми.

6) На «игровой» уровень общения мы выходим только с людьми, которых уже хотя бы немного знаем и с которыми нас связывает определенное чувство, — если не взаимное, то по крайней мере, не омраченное обидами и разочарованиями. Владение игровым уровнем требует немалого артистизма, духовной утонченности. В этом, может быть, заключена загадка обаяния человека.

7) Самыми высоким уровнем общения издревле считается «духовный», где партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало порождает чувство «сродни» благоговению. Любая беседа может перейти на духовный уровень, если только тема послужила поводом для проникновения собеседников в глубины собственной души и души собеседника. Загадки мирозданья, проблемы добра и зла, любовь, поэтические и музыкальные образы, сфера духа выводят иногда людей на духовное общение.

Продолжение…

Людмила Жукова



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.