Одиночество — это их выбор или выбор общества , которое их «выталкивает»? Пока больше вопросов, чем ответов.
По большей части своей одиночки по жизни — интроверты. Жизнь интроверта кипит внутри него самого, и лишь крупицы попадают наружу. Он богат своим внутренним эмоциональным миром, романтичен, но почему-то это спрятано глубоко внутри. Снаружи мы видим сдержанного, владеющего своими эмоциями человека, и не выказывающего их.
Также было и в юности. Интроверт поддерживает отношения с людьми ценой отказа от выражения своих чувств и мыслей. Во взаимодействии с другими то, что «заморожено», не имеет возможности изменяться и совершенствоваться. Мнение о себе и мнение других о тебе не может быть адекватным без взаимного обмена эмоциями.
Интроверт занимается лишь построением мысленных образов, получая все меньше информации о реальных событиях, что ведет к хроническому отчуждению. Теряется источник психологического роста — взаимодействие с другими. Отсюда наличие психологических проблем вкупе с защитными механизмами психики (по Фрейду), препятствующие установлению связи с окружающими.
Причины по которым интроверт таков, каков он есть, различны: это и конституциональные (врожденные) особенности, и особенности воспитания, и особенности влияния окружения. Ведущая особенность одиночки по жизни — несклонность к внешней коммуникации.
Опыт жизни гласит: «Им все равно меня не понять!» Действительно, такого человека трудно понять. Главная его особенность — затруднение в переводе внутреннего режима работы во внешне коммуникативный режим. Слушателю надо напрячься, чтобы вникнуть в сложный и ассоциативный, порой причудливый, мир «одиночки», и недоумевая, пожимать плечами.
Понимая это, «одиночка» подключает свою гиперрефлексию, страдая от своей коммуникативной несостоятельности, и так усердствует в ней, что теряет свободу самовыражения. И получается замкнутый круг. Невозможно высказать то, что думаешь, — «не поймут», а при повышенном контроле за высказываниями начинаешь лепить и городить такое, что сразу понимаешь, что высказываешься совсем «не о том». Такой парадокс. И поэтому для одиночек — «мысль изреченная — есть ложь» (Тютчев).
Не остается ничего другого, как оставаться «в себе». При творческих талантах — это сулит необычное самовыражение (по Фрейду сублимация), а иногда удивительные находки — поэтичность, литературный талант, инновации в технике, научные идеи, креативность в живописи, музыке, танце и т.д. При всем этом людям «одиночка» кажется человеком со странностями.
Для общения он выбирает себе 1-2 человек, обычно похожих на него самого. Самопогружение делает его молчуном. Однако у молчуна чересчур «говорливое» подсознание и написанная речь его богаче, чем высказанная. Вполне обоснованно одиночка ощущает свою непохожесть на других. Он не способен без напряжения постичь другого человека, возникают подозрительность, настороженность и ответную теплоту он ощутит еще нескоро. Зато, если он поверил Вам, проникся, потеплел, то это уже надолго. Идеальная ситуация с «одиночкой» — разговор с глазу на глаз. Присутствие других давит на него и лишает «дара речи».
Так кто же они , одиночки по жизни? Это — инопланетяне. Но у каждого — своя планета, его богатый внутренний мир, куда он не приглашает никого или, в крайнем случае, приглашает «избранных». Мир одиночки имеет очень узкий выход наружу. Люди эти — интеллектуальны, эрудированы и воспитаны. Воспитаны в ненавязывании своего существования окружающим. Философски осмысляющие жизнь и свое место в ней. Имеющие абсолютное несоответствие внутреннего психологического плана — внешнему.
Отсюда много проблем — с общением, с приобретением друзей. Они вечно оказываются не в «своем» окружении и не в «своей тарелке». В друзья выбирают не они, а их — кто попало, но не тот, кто нужен. С годами новые друзья не приобретаются, а вот старые — отсеиваются, понимая, что они из «другого теста».
Потому, друзья мои, и встречаем праздники в обнимку с телевизором или с другим предметом, тоже расширяющим кругозор (я имела в виду компьютер, а не бутылку).
Людмила Жукова