В межличностное общение включены, по крайней мере, два человека. Восприятие, понимание и оценка человека человеком, ориентирование на поведенческие характеристики другого формируют представление о нем, о его внутреннем мире. А помогают в актах взаимного познания и декодирования информации некоторые психологические механизмы межличностного восприятия:
1) рефлексия;
2) идентификация;
3) стереотипизация.
Рефлексия, попросту, это осознание того, как к тебе относятся другие, как к объекту восприятия.
Человеку в общении очень важно не только понять человека, но и понять то, как он к Вам относится.
В ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основании попытки поставить себя на его место, и таким образом расшифровать его состояние. Этот механизм называется идентификация.
Однако таких предположений и точной информации о другом оказывается мало, чтобы выстроить стратегию поведения с данным субъектом. Это вынуждает приписывать другим причины их действий и поступков, исходя из своего личного опыта, или путем отнесения партнера по общению к определенной категории лиц. Такое приписывание получило в психологии название каузальной атрибуции.
Фундаментальной ошибкой атрибуции мы называем такое положение вещей, когда объясняя причину своего поведения мы учитываем влияние ситуационного фактора, а когда пытаемся понять поведение других, учитываем только внутренние диспозиции (т. е. в основном, черты характера).
Эффект стереотипизации имеет характер предубеждения, когда партнеру по общению приписываются черты людей, отвечающие социальным стереотипам. При этом эти заключения могут быть абсолютно ошибочными.
Приписывание положительных качеств лицам, к которым субъект восприятия относится позитивно, и отрицательных качеств — тем, к кому он не расположен, также является одним из типичных случаев каузальной атрибуции и имеет название «эффекта ореола». Важен и тот факт, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит к положительной оценке всех остальных его личных качеств, хотя это может быть и ошибкой.
Кроме всего прочего, во взаимодействии с группами людей мы имеем дело с таким психологическим феноменом, как «социальная фасилитация». Это тенденция лучше или хуже справляться с заданиями, работой, выступлениями и др. в присутствии других людей. Есть мнение, что с тем, что мы знаем особенно хорошо, мы справимся лучше в присутствии других людей.
Присутствие других (незнакомых) людей усиливает возбуждение и напряжение нервной системы, особенно «слабого» ее типа. Возбуждение нервной системы увеличивает доминирующую реакцию, например, неуверенность, страх перед новыми людьми, и задача состоит в том, чтобы снизить порог напряжения нервной системы.
Почему нашу нервную систему возбуждает присутствие других?
Есть как минимум 3 причины:
— обеспокоенность тем, как мы выглядим и как нас оценивают;
— конфликт между вниманием на теме говорения и вниманием на других, которые слушают;
— побудительные мотивы вступить в обсуждение и нерешительность — также конфликтуют.
Чтобы общение было успешнее, надо устранить эти конфликты путем сосредоточенности только на теме разговора и знании «предмета обсуждения» и исключить обеспокоенность о внешнем облике (выглядеть безупречно).
Кажется парадоксальным, что в наш бурный век развития передовых технологий коммуникации (интернет, спутники связи, видеотелефоны, сотовые телефоны и др.), устранивших нашу разобщенность в пространстве, люди все чаще заговаривают о «некоммуникабельности» и разобщенности в реальной жизни.
Людмила Жукова