У моей сестры двое детей. Разница между ними 1 год. Старший Михаил — 5 лет. Младший Валентин — 4 года. Дети отличные, очень умненькие, красивые и очень быстрые как все дети. Но есть одна проблемка, последнее время с Михаилом что-то не так. Он стал раздражительным и злым ребенком, чего раньше не было. Ругать его за это нельзя, криком не поможешь, уговоры не действуют. Вот и не знаем, что и как с ним делать. Как можно научить ребенка быть незлым. Анна.
Ответ
Уважаемая Анна, на ваш вопрос однозначно трудно ответить, так как отсутствуют конкретные примеры проявления агрессии и раздражительности Михаила, как он ее проявляет, на что она направлена и т.д. Поэтому отвечая на вопрос дам общие моменты.
Условно говоря у человека 4 мозга: ствол, подкорка, кора головного мозга и лобные и височные доли. Наиболее позднее филогенетическое образование ( а это лобные и височные доли) имеет прямое отношение к развитию личностных черт, навыков, абстрактного мышления. Развитие лобных долей имеет свою периодику. Это приблизительно 5-8-12 лет.
Это усредненные данные. Эти пики развития при водят к формированию так называемой Я-концепции, т.е. ребенок начинает более полно осознавать свою индивидуальность, свою отдельность от мира, возникает потребность в самоутверждении, а отсюда возможно проявление агрессии и раздражительности. И здесь важно создание контекста для формирования позитивной доминантной установки, которая часто определяет личность, а следовательно, поведение и предполагаемую судьбу. Мы сами того не замечая, реализуем в своей жизни давно «забытое», а правильнее сказать, вытесненные из сознания программы, которые и определяют нашу судьбу.
Не даром говорят, что привычку рождает характер, характер — личность и поведение и все это в конце концов определяет весь наш жизненный путь. Поэтому дрессура или тренировка играет в воспитании главную роль. Воспитатель или родитель должен осознано подходить к этому процессу, создавая контексты чаще всего в виде игры для нормального развития ребенка, в контексте которых воспитатель и будет тренировать жизненно важные навыки.
Самому воспитателю необходимо быть выдержанным (не реагировать бурно и эмоционально, если ребенок что-то не так делает), точно знать собственную цель жизни ибо ребенок как губка впитывает в себя нервозность, метания и причие психические вредности характерные для взролслых нашего времени. Так что, как говорил Алексей Пешков: любить и курица умеет. А если мы берем на себя обязанности по воспитанию, то прежде всего должны обратить внимание на самих себя, на собственное состояние и поведение.
Часто наблюдаешь: мама гладит малыша и говорит ему «Как ты мне надоел». Левая половинка мозга ребенка воспринимает вербальную (словесную) информацию, а правая — невербальную (несловесную). Ребенок получает одновременно 2 взаимоисключающие команды (люблю-ненавижу). Эти «игры» заканчиваются развитием у ребенка амбивалентности (противоречивости), а это ведет или к гиперактивности и агресии , или к аутизму, закрытости. Т.о. если отстранять или наказывать, или любить, или поощрять — то делать это последовательно и тотально, без противоречий в собственном поведении.
Мышление ребенка проходит несколько этапов: наглядно-действенное (когда он познает мир опираясь на ощущения, ему все надо потрогать); образное (когда он научается оперировать с представлениями); и вербально-логическое (когда он начинает рассуждать, развивается внутренний диалог). Это соответствует развития модальностей : кинестетическая (ощущения), визуальная (образы) и аудиальная (рассуждения и умение слушать).
В развитие этих модальностей играет и развитие лобных болей. Стрессовые ситуации могут ререкрывать нормальное развитие модальностей. Если ребенок будет чатсо слышать плохое или видеть, или ему будут причинять физическую и душевную боль, то разщвитие этих модальностей может застопориться. В дальнейшем могут возникнуть трудности в учебе. Поэтому в выборе воспитательных методов будьте внимательны.
Я рекомендую вам развивать мелкую моторику (мелкие движения пальцев рук). Для этого можете купить для ребенка различные игры (например puzzl, конструктор), приобрести старую радиолу и купить набор отверток, чтобы он копошился — собирал, разбирал.
Для снятия стресса можно играть с ним в связывание модальностей. Можете это делать перед сном или в реальном режиме. Если перед сном , то тогда проще. Вы предлагаете ребенку поиграть в игру, название можете придумать любое.
Схематично это выглядит так: вы просите ребенка встать (лечь), не двигаться, закрыть глаза и вспомнить что-либо. Пусть это будет любимый мультик. Он может вам сказать, что он вспомнил не открывая глаз. Все делается с закрытыми глазами. Когда он вспомнил, то попросите его разглядеть это, спросите его «Это просто картинка или это похоже на фильм?»
Есть ли там цвет? Можете попросить его усилить цвета. Потом спросите его, есть ли там звуки, слышит ли он, о чем говорят герои, может там есть шум ветра, пение птиц и т.д. потом спросите, есть ли там запах. Если нет, то попросите его представить, что там он есть, можете выяснить чем там пахнет. Спросите его, что он чувствует, видя это закрытыми глазами.
Т.о. вы связываете по очереди все модальности (вижу-слышу-чувствую).
В отношении направленности развития личности, то можно внушать Михаилу, что он старший, ответственный за братишку, может и должен опекать и защищать его. Обучая Мишу чему-то полезному, поручайте ему обучать этому младшего братишку Валентина. Это только 1 из возможных примеров.
В силу того, что информации мало, рекомендую вам и вашей сестре почитать книгу Захарова «Неврозы у детей» и Гриндера и Бэндлера «Вилли и его друзья» , а также обратиться за объективной консультацией к специалисту. Дело в том, что заочная консультация при наличии возможных актентуаций характера не возможна. А наличие акцентуаций определяется при объективной диагностике.
Тимур Турсунов