Плохие новости для консерваторов: сколько бы вы ни писали гневные письма руководству телеканалов и прочим «растлителям» — ваш ребенок, скорее всего, узнает о сексе раньше, чем вы это планировали. Вы отшлепали ребенка, застав его за рукоблудием? В ответ на вопрос — откуда в мамином животике появляется младенец — увели разговор в заоблачные дали? Зря, потому что главные правила темы «про это» — не смущаться, не возмущаться, не пугаться и не врать, услышав щекотливый вопрос.
Первый вопрос, который задает ребенок: «Откуда я взялся?». «Здесь необходимо сразу исключить рассказы про аиста и капусту — потому что это подорвет доверие к родителям в будущем, — предупреждает сексолог и психотерапевт Игорь Поперечный. — Самое главное правило — на все возникающие вопросы всегда отвечать, не отделываясь фразой «Тебе рано это знать», и отвечать максимально правдиво».
Как объясняет господин Поперечный, в дошкольном возрасте ребенку достаточно общей информации о том, что он появился в результате любви папы и мамы, — технические подробности ему еще не нужны. Более точную информацию необходимо давать уже с 7 лет, а к 12-13 годам ребенок должен располагать полными познаниями — прежде всего о контрацепции.
«Проблема заключается в том, что в наших школах ту информацию, которой нужно обладать в шестом классе, дают только в старших классах», — говорит Игорь Поперечный.
На вопрос о том, что предпочесть — личную беседу или вовремя подсунутую книжку, — у специалистов нет однозначного ответа. Беседа в целом предпочтительнее, но, в конечном счете, это дело индивидуальное. Книжка же хороша тем, что позволяет сохранить некоторую дистанцию между родителями и ребенком, оберегает его собственное интимное пространство. Еще большую дистанцию, конечно, позволяет сохранить древний метод сексуального воспитания «Улица расскажет!», но на этом его достоинства заканчиваются. Помните, как вам самим Катька-второгодница объясняла суть любви и секса на примере рисунков на заборе? Согласитесь, и по содержанию, и по эмоциональной оценке это была не самая достоверная информация.
Иногда — учитывая планировку и тесноту наших квартир, — иллюстрация нечаянно приходит раньше теоретической подготовки. Ситуацию, в которой малыш не вовремя заглянул в родительскую спальню, конечно, лучше предупредить заранее — во-первых, двери должны закрываться, во-вторых, хорошо бы всем членам семьи научиться стучать в двери, прежде чем войти (это, кстати, относится и к родителям, особенно родителям подростка).
Но если ребенок все-таки стал свидетелем интимной сцены между родителями, главный совет — без паники! Важно, чтобы ситуация не запечатлелась в памяти ребенка как нечто негативное и страшное.
«Маленький ребенок, скорее всего, увидит в этой сцене борьбу, драку, — объясняет Игорь Поперечный. — А испуганные лица родителей это только подчеркнут. У ребенка в четыре года уже есть интуитивное понимание процесса — он просто не может его сформулировать, — и некое чувство такта. Поэтому он, скорее всего, выйдет из комнаты. А сами родители должны к нему выйти с улыбкой, спокойными, не заискивая и не оправдываясь.
Если ребенок сам не задает вопросов, не нужно ничего объяснять. Аналогичная спокойная реакция должна быть и, например, при просмотре фильмов с эротическими сценами — без криков «Выйди из комнаты» и поспешного переключения каналов».
Родители, воспитанные в советских детских садиках, могут помнить унизительные акции воспитателей по борьбе с «рукоблудием». Здесь нужно усвоить, что современные специалисты не видят в детской мастурбации ничего страшного или ненормального. Наказывать, стыдить и запугивать ребенка — худшее, что можно сделать.
«Детский онанизм — составная часть развития сексуальности, — комментирует врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, Манана Коридзе-Датунишвили. — Это психогормональный акт. И в этом случае родителю нужно быть предельно корректным, не переходить интимную границу ребенка».
Впрочем, у постоянной мастурбации могут быть невротические причины. «Беспокоиться и задумываться о консультации со специалистом нужно только в том случае, если ребенок мастурбирует очень часто — по 20 раз в день или его интерес к сексу носит навязчивый психопатический характер. Если же родители реагируют спокойно, без ажиотажа, акцент постепенно переключится на что-то другое», — объясняет Игорь Поперечный.
В этой теме есть только одно действительно страшное слово — педофилы. Какими объяснениями подкрепить незыблемое правило: не разговаривать с незнакомцами и не откликаться на их приглашения? Игорь Поперечный рекомендует: не напуская тумана, но и не вдаваясь в излишние подробности, дать понять ребенку, что есть люди, несущие угрозу его жизни и здоровью. «В тонкости педофилии детей до семи лет посвящать не нужно — у них для этого не созрела психическая организация», — говорит госпожа Коридзе-Датунишвили. Вместе с тем, запрет на опасные знакомства с посторонними должен быть сильнее, чем другое правило — «слушаться взрослых».
«С одной стороны, взрослым нельзя грубить, взрослых нужно слушаться, нельзя громко кричать на улице, — поясняет психолог центра «Меридиан А» Елена Токарева. — С другой стороны, из-за этого запрета ребенок может оказаться неспособным себя защитить от опасных взрослых, — в тех случаях, когда нужно, наоборот, закричать, позвать на помощь». Чтобы послушание не стало опасным, Елена Токарева рекомендует расковывать ребенка, снимать излишнюю стеснительность, позволять ему покричать и пошуметь в тех местах, где это никому не помешает.
Елена Ляховская
SHE — женский интернет журнал