Поттериана — явление беспрецедентное. Проданы сотни миллионов экземпляров этой книги, она переведена на 65 языков, включая такие экзотические, как латынь и зулу. За каких-то две недели после выхода последней книги кассовые автоматы всего мира отбили ее более восьми миллионов раз. На момент написания этой статьи в США продается по 5000 экземпляров ежечасно! Для сравнения: в Канаде книга считается бестселлером, если ее покупают по 5000 раз в неделю.
Серия завоевала почетный титул новой мифологии 21 века и гордо вступила в список лучших бестселлеров всех времен и народов.
За что мы его любим?
Юный волшебник в круглых очках, сражающийся с монстрами и колдунами за спасение человеческого рода, не одинок. В последние годы наша тяга к фантазиям набирает силу. Хотя Гарри сегодня не превзойден, ему предшествовали герои известнейших произведений: «Властелин колец», «Матрица», «Звездные войны». Есть и другие примеры, но тенденция уже ясна. Воображаемый мир пленяет массы людей и завоевывает даже те территории человеческого социума, где раньше к нему не проявляли интереса.
Чем гипнотизируют нас эти книги и фильмы? Какую потаенную дверцу они открывают?
Магия искусства
Глубоко внутри нас таится желание раскрыть другой мир, совершенный и свободный. Подсознательно мы тянемся к более глубокому пласту реальности и хотим понять силы, действующие за видимой глазу картиной.
В некоторой степени жанр фэнтези удовлетворяет эти запросы. Приглашая нас в сказочные страны, полные тайн и волшебства, авторы старательно обрисовывают события несбыточной жизни, в которой могучие силы способны чудесным образом изменять ход вещей.
Можно назвать это инфантильностью, но она создает в человеке плодородную почву для самых важных вопросов его жизни. Не раз мы с детской наивностью пытались «заглянуть за горизонт» собственного бытия: Кто мы? Откуда и куда идем?
Фильмы о Гарри Поттере предлагают свои немудреные ответы, строящиеся на традиционном понимании борьбы добра и зла. Дети всех возрастов выходят с сеансов завороженными, но будни очень быстро отвоевывают сданные позиции, и с каждым годом чары рассеиваются все быстрее. Выражаясь современным языком, мы живем в мире маглов (что поделаешь, слово muggle уже добавлено в Оксфордский словарь). Не успевает человек подрасти или просто доехать из кино домой, как любые вопросы о глубинном смысле происходящего затухают в нем под лавиной нескончаемых проблем.
Вот и кидает нас из крайности в крайность. Нелегкая проза современности сама толкает людей к поэзии заветной мечты.
Сквозь стену иллюзий
Помните, как на лондонском вокзале Гарри спешит к платформе девять и три четверти? В послании из школы Волшебства сказано, что оттуда он отправится в волшебный мир — нужно лишь пройти сквозь барьер, разделяющий девятую и десятую платформы. Однако знают об этом только посвященные.
Так и в нашем мире человек словно идет вдоль длинной стены, пока не избавится от иллюзий. Когда он вдруг понимает, что все его проблемы исходят от неправильной взаимосвязи с другими, он как будто обретает новое зрение. Тогда перед ним открывается невидимая доселе дверь, и он переступает порог неведомого.
Тогда невозможное станет возможным, и любовь к ближнему перестанет казаться абстрактной формулой, лишенной практической ценности. Нет, это истина, дошедшая до нас из глубины веков, не заклинание, а сама сила, которая исполняет наши желания, если только они устремлены к совершенству.
Николай Новиков
www.kabmir.com
Наталья, и какое мнение Вы хотите услышать на эту статью? ;-) Вот правда, мне очень интересно. Тем более, что я прослеживаю некую общность статей… Или Вы эту статью опубликовали с какой-то другой целью?
Мы привыкли жить, воспринимая картину реальности. Так происходит до тех пор, пока мы начинаем ощущать относительность нашего восприятия, понимая, что оно зависит от наших свойств. Постепенно человечество продвигается к осознанию, что все видение мира зависит от свойств наблюдателя. В квантовой физике ученые говорят, что результаты эксперимента зависят также от наблюдателя. Но у нас нет средств измерения воздействия мысли на материю.
Вообще, все постепенно становится неуловимым… до тех пор, пока мы не решим, что все это относительно — относительно свойств человека. Все зависит не от того, наблюдаю я или не наблюдаю, думаю или нет, а от того, кто этот человек, который думает и наблюдает, каковы его свойства.
Тогда мы переходим от обычной науки, не зависящей от свойств ученого, к исследователю, который прежде всего должен позаботиться о своих свойствах, а уже затем — исследовать материю.
Так ли объективна наша реальность?
Реальность не то чтобы объективна, но дана нам в ощущениях, как говаривал один шибко известный дядечка. :-) А вот от субъективности отношения к ней, родЕмой — зависит то, как больно она стукнет при фривольном отступлении от объективности. :-D
Ну не совсем от наблюдателя, а от процесса наблюдения. Поскольку суть этого процесса (наблюдения) состоит в обмене энергией в том или ином виде. :-) А уж кто там наблюдает — вселенский злодей или невинный младенец — не важно.
Да вы шутник, Георгий :)
А вот если честно, как вы считаете, стали дети уходить от этого мира в мир выдумок и фантазий или нет?
Мнение моих знакомых разделилось. Одни родители утверждают, что их дети летают где-то в облаках, живут в своих выдуманных мирах и фантазиях. А другие утверждают, что их дети так прочно стоят на этой земле, что парой непонятно, кто взрослей — они или их родители.
Мир фантазий для того и существует, чтобы туда уходить тем, кто это может и кому это нужно. А поттериана тут играет роль общественного транспорта, превращая захватывающее и развивающее путешествие в обычную поездку. Смотрите сами, раньше путешественником надо было становиться. Это требовало особых качеств от человека. А теперь практически любой может съездить на другой континент. :-)
Всегда были и будут те, кто больше времени проводит там, и те, кто больше времени проводит здесь. О чем тут говорить? О тенденции? Билет туда стало купить проще. :-)
Также можно много спорить о понятиях там и здесь. Что значит там? Мир иллюзий? А тут у нас значит реальность… А какова она эта реальность? Такая, какой мы её воспринимаем. То есть также зависит от субьекта. Тут можно возразить, что если изменить метод восприятия, то грани воспринимаемой реальности также повернутся к нам другой стороной. И что же тогда? Это уже будет другая реальность — проще говоря, это уже будет… как вы выразились, «мир выдумок и фантазий». Для вас да, ведь вы воспринимаете иначе, чем, например, я или он. А для меня ваш мир будет такой же серой фантазией далекой от того яркого мира, который воспринимаю я.
Что значит поттериана? Типа дети и не только, насмотревшись на потера начинают верить в чудеса и витать в облаках, закрываясь таким образом от настоящего?
Мне тоже кажется все зависит от качеств и желания субъекта решать, какой мир реален для него. Очень часто становилось так, что мир выдумок и фантазий через некоторое время становился реальностью. Сейчас, когда читаешь Жюль Верна, не всегда понимаешь, что это фантастика.