- «Моему сыну 5 лет, последнее время он, что для меня удивительно, не вынимает рук из рта, особенно если он чем то увлечен рисует, играет, смотрит телевизор. Раньше этого не было, не связанно ли это с психикой? И что надо делать?»;
- «она, когда читает, рисует или красит губки — перекрещивает ноги, трет друг об друга, напрягается, потеет, краснеет и ни кого не подпускает, кричит «отойдите», «не лезте», выгоняет нас с мамой. Очень тяжело наблюдать за этим»;
- «Ребенку (мальчик) 2 года 11 месяцев. Заметили месяц назад с супругой, что сыну стало интересно экспериментировать с половыми органами. Нравится маструбация, стал поглаживать писю, тереться о разные предметы»;
- «Дочь (12лет) выдергивает волосы на голове, заметили только, когда образовалась на макушке плешь»;
- «Моей дочери 8 лет, но она до сих пор грызет ногти. Пробовали и убеждать, и запрещать, слежу за ней постоянно, но все напрасно. Чуть что — ногти уже погрызены».
Все перечисленные действия свойственны многим детям в раннем возрасте, они отмечаются у большинства в качестве безобидных временных эпизодов. И, соответственно, за консультацией родители обращаются только тогда, когда поведение не прекращается долгое время. Меры, принимаемые, очень разные: просто запрет, угрозы, связывание рук, использование горчицы, перца; специальная одежда, слежка, переключение внимания, усиленные занятия спортом. Но часто происходит наоборот, вместо прекращения поведения, наступает его фиксация. Дети скрывают свои желания и стараются остаться одни, чтобы без помех делать то, что им необходимо.
В ответ на это родители усиливают контроль, и получается замкнутый круг. В результате, как сказала мама одного мальчика, «вся семья постоянно думает только об этом».
Примерные возрастные рамки возникновения обсуждаемого поведения: раскачивание, битье головой и сосание пальцев чаще всего возникают в грудном и раннем возрасте; выдергивание волос – 7 – 11 лет; кусание ногтей – в раннем, и в дошкольном, и подростковом возрасте; мастурбация – в раннем и дошкольном возрасте.
Итак, как я уже сказала выше, каждое из перечисленных действий, в определенном возрасте было абсолютно нормальным и соответствовало стадии развития ребенка. (Например, сосание пальца, раскачивание помогали уснуть или успокоиться). Затем, на смену такому поведению должны были прийти более зрелые формы адаптации к неприятным ситуациям. Почему зрелые формы не сменили детское поведение? Причиной могут быть самые различные факторы (как конституциональные, так и внешние). Бывает, что ранние формы поведения сменяются более зрелыми, но в трудные для ребенка моменты жизни возвращаются, и, если, ситуация не меняется, то поведение используется долгое время и превращается в привычку, которая уже действует сама по себе.
Вопрос отграничения патологического поведения от поведения, свойственного всем детям определенного возраста, очень не простой. В каждом случае он решается индивидуально. Нельзя заочно ответить на него и дать нужные рекомендации. Так же, в случае уже укоренившегося поведения, невозможно избавить ребенка от него с помощью лекарственной терапии и нескольких встреч. Чаще всего требуется психотерапия, продолжительность курса определяется после проведения диагностических консультаций.
Успешность лечения в большой степени зависит от готовности родителей участвовать вместе с ребенком в процессе психотерапии, поддерживать веру сына или дочери в нужность и необходимость лечения.
Сизикова Ирина