WEBcommunity

Испытание школой

Современные первоклашки приходят в школу хорошо подготовленными в интеллектуальном отношении — они уже умеют писать, читать и считать. И тут их подстерегает первая проблема — им начинает казаться, что в школе их не научат ничему новому, а разную интересную информацию они получат в других местах (из телевизора, компьютерных игр, разговоров дома и на улице).

Через школу проходят все. И получают в ней не только свою порцию «разумного, доброго, вечного», но и набор комплексов, которые иногда преследуют нас всю жизнь.

Рассказывает доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Карабанова.

Начало славных дел

Первые шесть месяцев учебы для первоклассников — период адаптации, привыкания к новой жизни и к новой роли. Но если «испытательный» срок миновал, а у малыша сохраняются серьезные проблемы, это повод задуматься, не возникла ли почва для произрастания комплекса.

Современные первоклашки приходят в школу хорошо подготовленными в интеллектуальном отношении — они уже умеют писать, читать и считать. И тут их подстерегает первая проблема — им начинает казаться, что в школе их не научат ничему новому, а разную интересную информацию они получат в других местах (из телевизора, компьютерных игр, разговоров дома и на улице). Если в этот момент не заинтересовать малышей содержанием школьной программы, у них так и останется на всю жизнь «комплекс пассивного наблюдателя» — человека, который вынужден присутствовать на учебном (потом — рабочем) месте, но «во всех этих играх» не участвует.

Другая проблема — неумение малышей, привыкших к дошкольной вольнице, вписаться в жесткие рамки школьной жизни (особенно тяжело приходится тем, кто впервые попадает в детский коллектив). Не получается контакта с учителями — педагоги склонны считать таких детей ленивыми, плохо воспитанными, неспособными, а те просто не могут понять, что от них требуется. С одноклассниками тоже дружба не складывается, появляется страх общения с ними, ощущение, что другие ребята не хотят с тобой играть. Если в дальнейшем эти чувства будут прогрессировать — вот вам и классический комплекс неудачливого, неуспешного человека, стремящегося к одиночеству. Такие дети в школе больше всего боятся… переменок, когда приходится выбираться из своего безопасного угла и оказываться среди шумных, уверенных в себе сверстников.

Как избежать проблемы?

За несколько месяцев до начала учебного года (в марте-апреле) пройдите специальное обследование — психологическую диагностику готовности к школе. И следуйте советам психолога.

Дайте малышу возможность походить до школы хотя бы в студию, кружок, на спортивные занятия. Ведь ни няня, ни мама, ни бабушка не научат «выживать» в коллективе.

Опять двойка!

Главное оружие учителя — оценка. Она считается единственным показателем школьного успеха или провала. За пятерки хвалят и ставят в пример, за двойки вызывают родителей, троечников уговаривают подтянуться… Получая контрольную работу после проверки, ребенок больше всего боится увидеть в ней исправления беспощадным красным цветом и плохую оценку. Пережив такой страх, он всегда будет подсознательно избегать новых непроверенных способов решения, собственной точки зрения. Дети быстро делают выводы: «ошибаться — это плохо!». Отсюда «растут ноги» у комплекса боязни сделать неверный шаг, «высунуться».

«Двоечник» и «отличник» — ярлыки, навешенные в школе, часто остаются на всю жизнь. И неизвестно, какой может больше эту жизнь отравить… Двоечник уверен, что ему и «барахтаться» бесполезно. А отличники всю жизнь лезут из кожи вон, чтобы оправдать ожидания окружающих и не уронить «знамя». А вот троечники, как правило, более устойчивы к возникновению комплексов — они свободны от «оценочной» зависимости.

Как избежать проблемы?

Все родители в глубине души мечтают, чтобы их любимое чадо хорошо училось, но для ребенка лучше, если хотя бы в семье от него не требуют пятерок.

Ах, какое блаженство, знать, что я совершенство!

При переходе в среднюю школу меняется система требований, приходят новые педагоги и им не всегда удается запомнить всех детей по именам, не то что найти подходы к каждому! И если теперь бывший отличник «не тянет», не справляется, у него возникает серьезный внутренний конфликт. Избалованный сладким опытом успеха, снизить уровень своих притязаний такой ребенок уже не хочет, а быть и дальше «впереди планеты всей» — не может.

Психологи называют это тягостное, напряженное состояние «аффектом неадекватности». Такие дети часто становятся завистливыми, всеми силами стараются избегать «острых» ситуаций — например, «заболевают» перед контрольными и экзаменами.

Как избежать проблемы?

Не перехваливайте отличника, чтобы не выработать у него «комплекс завышенной самооценки». Всегда оценивайте только конкретный результат: «Ты хорошо подготовился к диктанту!» вместо «Да у тебя же абсолютная грамотность!».

Если аффект неадекватности уже сформировался, ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка негативными критическими заявлениями («Ты не умеешь», «Не знаешь», «Хуже всех») — надо найти ту область, где он действительно лучше, способнее других. Пережив реальный, а не воображаемый успех, ребенок будет более устойчив к критике, и это даст возможность постепенно привести уровень его притязаний в соответствие с возможностями.

Нет правды на земле

Возраст с 13 до 17 лет — самый «плодотворный» период для взращивания комплексов. Подростки любят «копаться» в себе и приписывать окружающим повышенное внимание к собственной персоне — по меткому замечанию американского психолога Д. Элкинда, подростку кажется, что он «живет на сцене». С 6–7-го класса самым значимым становится мнение сверстников. В этом возрасте ребенку очень важно «быть, как все», иметь то, что есть у всех, ездить туда, куда ездят все… Коллектив диктует все — от прически до марки мобильного телефона, и горе белым воронам, не имеющим возможности соответствовать. Детские переживания типа «у всех есть, а у меня нет» — мощный источник формирования различных комплексов, от боязни появляться в обществе не в том прикиде до буйной агрессии.

В отношениях с педагогами к 7–8-му классу на первое место выходит проблема учительской несправедливости. Каждая незаслуженная (с точки зрения подростка) отметка — неважно, хорошая или плохая, чужая или своя — это маленький камешек в фундамент мощного комплекса «искателя правды», уверенного, что кругом царит ложь и произвол.

Как избежать проблемы?

Действительно, учителя не всегда объективны, завышают или занижают отметки, но нужно научить ребенка не делать из этого трагедии и вывода, что «весь мир несправедлив».

Наталья Михайлова «Аргументы и факты»