Отсутствие интереса к учебе

Мой сын учится во втором классе. Проблема состоит в том, что у него полностью отсутствует интерес к учебе. Он может даже не доставать принадлежности, учебники на уроке, домашнее задание — кошмар для нас обоих, его он выполняет как попало, лишь бы я от него отстала. Или вообще не записывает его в дневник. Он далеко не глупый, поэтому я не могу понять причин — то ли отсутствие воли, то ли упрямство.. Что я сделала не так и чем могу помочь сыну?

Кстати, в детском саду сын также «присутствовал» на занятиях, не отвечал на вопросы. И сейчас — ему легче сказать, что он не готов (хотя на самом деле он готовился) и получить единицу, чем ответить и получить нормальную отметку. Заранее благодарна за ответ. Марина.

Ответ

Уважаемая Марина, в виду того, что  в вашем письме очень мало информации  о вашем сыне,  семье в целом, об отношениях в семье и т.д.,  и нет возможности провести психологическую диагностику основанную на таких методах как беседа, наблюдение, тестирование, сбор анамнеза ( что именно и позволяет устанавливать  причины , цели и задачи терапии), то  предлагается рассуждение по поводу вашего письма. Возможно, это Вам поможет.

 В основе данной проблемы могут лежать самые различные причины:

Данное поведение может являться своеобразной формой протеста, в основе которого могут находиться разные причины.  Подобный «протест» может быть вызван отсутствием теплоты в семье, фактом неполной семьи, частыми конфликтами в семье, т.е. в основе лежит некое недовольство, неудовлетворение базовых потребностей ребенка.  В психологии  используется такой термин как неконгруэнтность.  И очень часто можно наблюдать, как матери ведут себя неконгруэнтно по отношению  к  своим детям, т.е. вербальное (словесное) и невербальное (несловесное) поведение матери не совпадают. Например, мать гладит ребенка по голове и приговаривает: «Как ты мне надоел!». Правая половинка мозга принимает невербальную информацию, левая — вербальную.  Отсюда,   одновременное принятие 2-х противоречащих сигналов  дает сбой в работе нервной системы и психике, что является основой амбивалентности или внутренней противоречивости, например,  когда  мы любим и ненавидим одновременно. Если подобное имеет место, то прежде всего, Вам  необходимо сделать анализ взаимодействия с сыном и устранить по возможности эти вещи, создать для сына более позитивный контекст развития.

  Также подобное поведение может быть вызвано каким-либо негативным опытом вашего сына. Возможно ваш сын  имел такой опыт, когда его  учебная мотивация, любознательность, стремление к одобрению взрослым человеком подверглись фрустрации,  иначе говоря психическому переживанию неудачи,  в силу чего формируется тревожность, страх.  Взрослые часто, сами того не зная, подавляют любую активность ребенка.(В данном контексте возникает вопрос: Подобная форма поведения проявляется только в учебе или же в других сферах тоже: игры, улица?  А может быть только по отношению только к некоторым предметам?) Приведу пример из жизни  как это бывает:  Как-то, будучи студенткой Университета, меня направили для  прохождения практики в школу. И там я  наблюдала следующую ситуацию. Девочка лет 10 пыталась на уроке литературы  прочитать стих  по памяти. И в процессе рассказа она стала запинаться, вспоминать слова и т.д. так учительница долго не думая начала на нее кричать, что она дура и дебилка, что если  плохо выучила, то незачем вообще было выходить к доске.  Не надо быть ясновидящим, чтобы предположить, что эта девочка или вообще не захочет посещать данный урок, или в лучшем случае просто его невзлюбит. Возможно и ваш сын попал в подобную ситуацию в школе, дет. саду.

Возможно данная проблема связана с  психологическими особенностями вашего ребенка, не умением педагогов найти к вашему сыну подход. Методы обучения не те, ему просто неинтересно, скучно.

 Или возможно имеет место быть органическая родовая травма, интоксикация, что может дать сбой в развитии лобных долей. В данном случае можно порекомендовать  купить старый приемник или какое либо ненужное устройство и набор специальных отверток для того, чтобы ребенок разбирая эти устройства развивал лобные доли.  Также можете подыскать различные игры на развитие мелкой моторики.

Возможность акцентуации характера или невроза требуют  консультации у профессионального детского психотерапевта. Рекомендуем обратить профессору Захарову из Санкт-Петербурга. Можете также найти его книгу «Неврозы у детей».

В целом проблема мотивации очень сложна. В структуру мотивации так или иначе входят: цель, мотив, потребность, эмоциональный аспект, интерес. И здесь можно порекомендовать заинтересовать ребенка эмоционально, материально и т.д. договариваться например об оплате выполняемых заданий ( это не обязательно должен быть денежный эквивалент, это может  проведение времени вмести за какой либо игрой, поход куда-либо, приготовление на обед того, что любит ваш сын и т.д.). необходимо создавать контексты, которые будут вызывать у ребенка позитивный эмоциональный подъем, что также необходимо подкреплять на условно-рефлекторном уровне.

Возможно необходима консультация у семейного психотерапевта. Противоречивость родителей,  их нервозность, отсутствие ясного понимания смысла жизни, гиперопёка, доминирование различных концепций типа: «Я живу для своего ребенка», «Я жертва», «Посмотрите какие мы замечательные родители!»,  отсутствие позитивных межличностных отношений между родителями и ребенком  могут создавать контекст для  негативного личностного развития  ребенка. Рекомендуем прочитать книгу К. Хорни «Невротик и его внутренний мир», где все эти вопросы рассматриваются.

На последок хотелось бы подчеркнуть, что насилие проявляемое в любом роде и виде не является составной частью воспитания в том числе и научения.

Ирина Понамарева



Один комментарий

  1. Здравствуйте. Моему сыну исполнилось 13 и лет с 10 уже не могу найти с ним общий язык. Учиться не хочет. Спортом заниматься не хочет, начинает ходить в секцию и через неделю бросает. Предлагала самому выбрать себе увлечение, но кроме игр ничего не интересует. Пыталась разговаривать на тему чего он хочет достичь, кем хочет быть. Ответ: хочу создать игру, ладно объясняла что для этого необходимо изучать компьютерные программы , бесполезно он все знает. При этом я вижу, что он только играет либо смотрит очередное тупое видео по ютубу. В школе дерется, учителей не слушает. Меня постоянно вызывают к директору , отправили к инспектору пдн хватило на пару дней и опять все по кругу. Периодически прогуливаем уроки. Сейчас опять началось, в школу не ходит, где пропадает не знаю, приходит в 22 или 23 , трубки не берет. Пыталась разговаривать, спрашивала что его не устраивает может дома что то не так или я не то делаю, молчит. Спрашивала может что случилось тоже молчит, предлагала к психологу записаться поставил ультиматум, что если запишу вообще там рта не откроет. Ни по хорошему, ни по плохому, ни как, не знаю как к нему подход найти. По дому чтобы что то помог надо раз 20 попросить . У него диагноз гиперактивность с синдромом дефицита внимания, регулярно пьем курс магне в6 с успокоительным. Воспитываю одна, есть еще младшая дочь. Я боюсь, что из него вырастит » тюлень ленивый» который будет лежать на диване или уголовник . Заранее спасибо за ответ .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.