Мой сын учится во втором классе. Проблема состоит в том, что у него полностью отсутствует интерес к учебе. Он может даже не доставать принадлежности, учебники на уроке, домашнее задание — кошмар для нас обоих, его он выполняет как попало, лишь бы я от него отстала. Или вообще не записывает его в дневник. Он далеко не глупый, поэтому я не могу понять причин — то ли отсутствие воли, то ли упрямство.. Что я сделала не так и чем могу помочь сыну?
Кстати, в детском саду сын также «присутствовал» на занятиях, не отвечал на вопросы. И сейчас — ему легче сказать, что он не готов (хотя на самом деле он готовился) и получить единицу, чем ответить и получить нормальную отметку. Заранее благодарна за ответ. Марина.
Ответ
Уважаемая Марина, в виду того, что в вашем письме очень мало информации о вашем сыне, семье в целом, об отношениях в семье и т.д., и нет возможности провести психологическую диагностику основанную на таких методах как беседа, наблюдение, тестирование, сбор анамнеза ( что именно и позволяет устанавливать причины , цели и задачи терапии), то предлагается рассуждение по поводу вашего письма. Возможно, это Вам поможет.
В основе данной проблемы могут лежать самые различные причины:
Данное поведение может являться своеобразной формой протеста, в основе которого могут находиться разные причины. Подобный «протест» может быть вызван отсутствием теплоты в семье, фактом неполной семьи, частыми конфликтами в семье, т.е. в основе лежит некое недовольство, неудовлетворение базовых потребностей ребенка. В психологии используется такой термин как неконгруэнтность. И очень часто можно наблюдать, как матери ведут себя неконгруэнтно по отношению к своим детям, т.е. вербальное (словесное) и невербальное (несловесное) поведение матери не совпадают. Например, мать гладит ребенка по голове и приговаривает: «Как ты мне надоел!». Правая половинка мозга принимает невербальную информацию, левая — вербальную. Отсюда, одновременное принятие 2-х противоречащих сигналов дает сбой в работе нервной системы и психике, что является основой амбивалентности или внутренней противоречивости, например, когда мы любим и ненавидим одновременно. Если подобное имеет место, то прежде всего, Вам необходимо сделать анализ взаимодействия с сыном и устранить по возможности эти вещи, создать для сына более позитивный контекст развития.
Также подобное поведение может быть вызвано каким-либо негативным опытом вашего сына. Возможно ваш сын имел такой опыт, когда его учебная мотивация, любознательность, стремление к одобрению взрослым человеком подверглись фрустрации, иначе говоря психическому переживанию неудачи, в силу чего формируется тревожность, страх. Взрослые часто, сами того не зная, подавляют любую активность ребенка.(В данном контексте возникает вопрос: Подобная форма поведения проявляется только в учебе или же в других сферах тоже: игры, улица? А может быть только по отношению только к некоторым предметам?) Приведу пример из жизни как это бывает: Как-то, будучи студенткой Университета, меня направили для прохождения практики в школу. И там я наблюдала следующую ситуацию. Девочка лет 10 пыталась на уроке литературы прочитать стих по памяти. И в процессе рассказа она стала запинаться, вспоминать слова и т.д. так учительница долго не думая начала на нее кричать, что она дура и дебилка, что если плохо выучила, то незачем вообще было выходить к доске. Не надо быть ясновидящим, чтобы предположить, что эта девочка или вообще не захочет посещать данный урок, или в лучшем случае просто его невзлюбит. Возможно и ваш сын попал в подобную ситуацию в школе, дет. саду.
Возможно данная проблема связана с психологическими особенностями вашего ребенка, не умением педагогов найти к вашему сыну подход. Методы обучения не те, ему просто неинтересно, скучно.
Или возможно имеет место быть органическая родовая травма, интоксикация, что может дать сбой в развитии лобных долей. В данном случае можно порекомендовать купить старый приемник или какое либо ненужное устройство и набор специальных отверток для того, чтобы ребенок разбирая эти устройства развивал лобные доли. Также можете подыскать различные игры на развитие мелкой моторики.
Возможность акцентуации характера или невроза требуют консультации у профессионального детского психотерапевта. Рекомендуем обратить профессору Захарову из Санкт-Петербурга. Можете также найти его книгу «Неврозы у детей».
В целом проблема мотивации очень сложна. В структуру мотивации так или иначе входят: цель, мотив, потребность, эмоциональный аспект, интерес. И здесь можно порекомендовать заинтересовать ребенка эмоционально, материально и т.д. договариваться например об оплате выполняемых заданий ( это не обязательно должен быть денежный эквивалент, это может проведение времени вмести за какой либо игрой, поход куда-либо, приготовление на обед того, что любит ваш сын и т.д.). необходимо создавать контексты, которые будут вызывать у ребенка позитивный эмоциональный подъем, что также необходимо подкреплять на условно-рефлекторном уровне.
Возможно необходима консультация у семейного психотерапевта. Противоречивость родителей, их нервозность, отсутствие ясного понимания смысла жизни, гиперопёка, доминирование различных концепций типа: «Я живу для своего ребенка», «Я жертва», «Посмотрите какие мы замечательные родители!», отсутствие позитивных межличностных отношений между родителями и ребенком могут создавать контекст для негативного личностного развития ребенка. Рекомендуем прочитать книгу К. Хорни «Невротик и его внутренний мир», где все эти вопросы рассматриваются.
На последок хотелось бы подчеркнуть, что насилие проявляемое в любом роде и виде не является составной частью воспитания в том числе и научения.
Ирина Понамарева