Со временем наша память просеивает милый образ, забывает звуковую палитру, но вдруг откуда-то выплывает тонкая нить какого-нибудь аромата, и мы уже в том времени, с теми же переживаниями, с той же жизненной остротой.
Аромат — это что-то неуловимое, зыбкое, и в то же время такое базовое и определяющее. Наслаждаясь им, мы словно обретаем этот материальный мир в его эфемерности.
Запах может служить машиной времени, благодаря которой мы попадаем в детство. И вот уже стойкий запах каши в детском садике и связанное с ним одиночество, запах мандариновой корки и Новый Год с улыбками, запах полыни и образ похорон… Мы так привязаны к этим маленьким знакам, и так хотим ими владеть. Такие воспоминания, причиной которого является запах, стали называть «феноменом Пруста».
Обонятельные ощущения воздействуют на нас на физическом, психологическом и социальном уровнях. С точки зрения психофизиологии, обонятельное (ольфакторное) впечатление строится по схеме: действие пахучего вещества — возбуждение обонятельных рецепторов — выработка «ольфакторного послания» — обонятельное впечатление. Нас же интересует именно «послание», потому что именно здесь подключается смысловое поле культуры, которое помогает кодировать информацию, а уж затем передается через нервные импульсы в головной мозг, где этот сигнал соотносится с другой информацией, попадает в знаковое поле и дешифруется как приятный или неприятный запах, опасный или расслабляющий.
Как оценить, как описать аромат? Как разделить на какие-либо категории? Существуют ли приятные и неприятные запахи?
С точки зрения естественников эмоциональная аура всецело зависит от традиции, воспитания и контекста. Невозможно оценить запах объективно.
Гуманитарии же утверждают, что многое зависит от кулинарных традиций, гигиенических установок, степени терпимости к Другому. Так, у немцев приятным запахом чистоты считается аромат свежих простыней, леса и трав. У японцев же чистота связана с ароматами ванной и цветов.
Если мы решим рассматривать запахи и ароматы по территориальному признаку, то особо сенситивные люди заметят, что каждая страна пахнет по-своему. Запах роз у меня, например, устойчиво сочетается с Болгарией, кофейный аромат навевает воспоминание о кафешках в Чехии. Из разряда курьезов могу вспомнить рассказ моей знакомой, которая первый раз оказалась в Америке в середине 90-х. Как раз тогда в Нью-Йорке была массовая забастовка мусорщиков. Поэтому весь мусор ровным слоем покрывал улицы, а моя знакомая в эйфории ходила по городу и, вдыхая, декларировала: «Вот он, запах свободы!».
Чтобы проследить основные обонятельные предпочтения в разных странах, мы можем рассмотреть основные тенденции в парфюмерных традициях Франции, Америки, Италии, Германии и Японии.
Французская парфюмерная традиция принципиально отличается от остальных (особенно от американской). Во-первых, это богатая история. Недаром именно Франция претендует на звание королевы парфюмерного искусства, ведь началась современная парфюмерия именно там, в провансальском городке Грассе, в 17 веке. Во-вторых, французы до сих пор чаще всего остаются верны трехступенчатой традиции развития аромата: сначала верхняя нота, затем нота сердца, затем базовая Во Франции духи принято считать важнейшим интимным аксессуаром. Французы считают запах важнейшим интимным аксессуаром, поэтому французские парфюмеры стараются разработать аромат так, чтобы в сочетании с кожей одного человека он раскрывался немного иначе, чем на коже другого. Многое зависит и от концентрации запаха. Здесь важно понимать разницу между односоставным «запахом» (odeur), и многосоставным «ароматом» (parfum).
Американская парфюмерная традиция как самостоятельный стиль сложилась в середине 20 века, с появлением на рынке фирм Elizabeth Arden и Estee Lauder. Она во многом отражает американский образ жизни, где едва ли не на первом месте не только у мужчин, но и у женщин с 60-ых годов стала карьера. Ароматы для американок должны были быть 1) стойкими, чтобы выдержать долгий рабочий день; 2) удобными в использовании (американки, в отличие от француженок, не очень любят концентрацию «духи», предпочитая большие пульверизаторы с парфюмированной или туалетной водой); 3) достаточно сильными, яркими, чтобы даже в просторном помещении женщина могла ароматом заявить о себе. Этим принципам американцы чаще всего верны и сейчас, вспомним такие яркие примеры парфюмерии США, как Giorgio, 5th Avenue, Obsession, Dazzling Silver, Romance, Tommy Girl. Американские ароматы не изменяют своему характеру на протяжении всего звучания, у них нет деления на ступени (ноты). Кроме того, американские духи на всех пахнут практически одинаково.
Очень старой является итальянская парфюмерная традиция. Итальянцы больше всего любят выпускать глубокие, часто очень сладкие ароматы, отдавая предпочтение цветочным и фруктовым нотам, а также пряностям. Это навевает размышления о качестве жизни, полноте ощущений. Характерный пример итальянской парфюмерии — ароматы Dolce & Gabbana, Venezia, Gianfranco Ferre, Versus (Versace).
Сложно описать немецкую традицию и сопоставить ее с другими географическими тенденциями. Слодилась она благодаря таким дизайнерским фирмам, как Escada, Jil Sander, Karl Lagerfeld, Joop! Здесь нет четкой филосовской линии. Есть безупречное качество, которое само по себе тоже о многом говорит.
Особое место выделяется под японскую культуру. Понятия обоняния и культуры в Японии очень связаны между собой. Возможно, потому, что их связывает тысячелетняя история. Ароматическая древесина «дзинко» (например, алоэ), специи типа аниса и корицы, камфора, пачули — всё это импортировано из Китая, Индии, Юго-Восточной Азии, и используется в религиозной практике буддизма. Не обходится без аромата («кодо») и народное творчество. Так, это важная составляющая в чайной церемонии и в аранжировке букетов. Важное место в применении ароматов занимает частный дом, где спрос постоянно меняется. В чайных магазинах Японии всегда можно найти ароматы для зимнего сезона, когда воду нагревают в очаге, устроенном в полу, или товары летнего сезона, когда обычаи требуют, чтобы вода для чая нагревалась в переносной жаровне. Особо ценится ароматическая древесина и саше с духами. Парфюмерная японская традиция самобытна: она отдаёт дань традиции и, одновременно, привносит смелые ноты в использование ароматов. Поскольку сами японцы душатся очень мало (а многие вообще не используют парфюмерию, считая это дурным тоном), их творения всегда сдержанны. Наибольшее распространение японская парфюмерия получила благодаря дизайнерам одежды, таким как Shiseido. В 1967 году появляется такое новшество как палочки с ладаном, которые с успехом завоевали американское общество. С 90-ых годов японская парфюмерия стала ориентироваться на молодых женщин, склонных к экспансии, любящих новизну и разнообразие. В 1996 году в центре Парижа открылся японский магазин ароматов для дома, который представил обширную коллекцию ароматов. Япония научила весь мир применять аромат не только для телесного здоровья и обольщения, но и использовать для релаксации, успокоения, а также для смены обстановки посредством заграничных ароматов.
Оксана Орлова, психолог, культуролог
Продолжение в следующей статье.
При создании статьи были использованы материалы размещенные на www.aromat.ru, www.fragrance.ru и книга «Ароматы и запахи в культуре», НЛО, 2003г.