Гиды в Камбодже
В начале, в городе Сием-Реапе нас встретил Вирак, который по-русски говорит не хуже меня. С нами он был всего один день, потом по Сием-Риапу работал Вибол. Оба мне понравились, в принципе. Но их работу оплачивать приходилось дорого. Вибол просил написать что-нибудь о нем в Инете. По прошествии 4 месяцев выполняю обещание.
Как и всякий кхмер Вибол очень уравновешенный. Он — полковник, что резко подняло его в моих глазах. Не у каждого гид – настоящий полковник. Вибол активно не советовал пробовать Happy Pizz’у (с травкой типа марихуаны), чтоб не отключиться. Я последовала его совету. Вообще как я поняла, для гида главное — не говорить «нет», для гида ничего не должно быть невозможным. Хочет турист луну с неба — поднимись и доставай. Ну, я, в принципе, турист не капризный, так что Вибол со мной не мучился.
Так же, как и Даро, наш гид уже в Пном-Пене. Хочешь в русский ресторан «Ирина» — пожалуйста, Даро отвезет тебя на своем авто. И не беда, что он (как и ты) не знает, где ресторан. Он — кхмер — терпение, спокойствие и воплощение приветливости. И нужный ресторан найден. Нужна водка со скорпионом — пожалуйста, Даро тебя отвезет за 7 минут и все покажет. Класс!
Сезон дождей
Недавно побывала в тюрьме. Ну, в настоящей, понятно, только не действующей. Это был Музей геноцида в Пномпене. В к. 1970-х годов здесь содержали (и пытали, конечно) около 18 тыс. узников. В общем, это были жертвы (по большей части — невинные) красных кхмеров. Старшее поколение в нашей стране отлично помнит Пол Пота (его называли также «товарищ №1» и т.д.), ну а молодым украинцам тоже было бы нелишне ознакомиться с историей Камбоджи (как новейшей, так и средневековой), хотя бы для того, чтобы представить себе коммунизм во всей его красе, то бишь, неприглядности.
Довольно страшное это местечко — музей геноцида, и это при том, что наш гид шибко не углублялся в технику пыток, а с чисто кхмерской философией пару раз повторил : «Ну, это же наша история…» В общем, среди экспонатов не только фотки Пол Пота, но и черепа жертв, и их фотографии, и одежда… Тюрьма как тюрьма: камеры, остатки дыбы, кандалы, решетки и… цветущий банан под окном.
А сезон дождей в Камбодже в декабре уже закончился.
Почти как Алиса
«Ото буде потіха, коли мене запитають удома: «Як мандрівка?», а я відповім: «О, мандрівка була хоч куди, тільки стояла страшена спека, і не було спасу від слонів!» («Аліса в Задзеркаллі»)
Ну, примерно так и я бы ответила о Камбодже. Со слонами, правда, пришлось встречаться не так часто, как с обезьянами. Эти милые животные живут не только возле древних храмов, но и в самом сердце Пномпеня, и живут припеваючи.
Змеи
Раньше я не любила змей. Все изменилось после Камбоджи. Кажется, это было в ресторане «Snake house», хотя нет, еще раньше. В одном из храмов я увидела на стене нечто непонятное, а гид объяснил, что это змеиная кожа. Змеи любят храмы, живут в них, и периодически линяют. Так вот, непонятно почему, но вспомнилось тогда, что. кажется, кельты использовали такие шкурки в качестве амулетов, если я не путаю. А уже в самом ресторане этих змей видимо-невидимо. Они ядовиты и сидят в стеклянных террариумах. Они были прекрасны, особенно мангровая гадюка. Вобщем, развели здоровский гадюшник, сори, серпентарий. Все ползают, переливаются, впрочем, некоторые спят, свернувшись в клубочек. Есть такая легенда, что перед тем, как создан был человек, существовали змеелюди. Так вот, не отказалась бы я быть такой красивой гадючкой.
Мандрагоры
«Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших прекрасные плоды, новые и старые».
В Камбодже вообще-то много разных вкусных фруктов. Помню, был такой фрукт, похожий на каштан: зеленый и в колючках. Надо было его разгрызть или разрезать и съесть сердцевину белесого цвета на вкус кисловатую. А в Пномпене видела целые горы огромных дурианов, вываленных вечером прямо на асфальт. Эти дурианы страшно вонючие, так что их даже запрещают приносить в отель, но очень вкусные.
Продолжение…
Анна Маркевич ХайВей