WEBcommunity

Голубая форель, принц Гамлет или жажда одиночества

В Адлере в горах есть форелевое хозяйство, где разводят уникальную форель, которой нет в природе. Ее называют - Янтарная ( или Золотая) и Голубая. Когда из икринок Радужной форели вырастают хищные мальки и начинают глотать друг друга, их делят на три группы (Радужная форель, Янтарная и Голубая) и рассаживают по разным бассейнам с проточной водой.

Попытка анализа 15-летнего опыта работы с проблемами одиночества

В Адлере в горах есть форелевое хозяйство, где разводят уникальную форель, которой нет в природе. Ее называют — Янтарная ( или Золотая) и Голубая. Когда из икринок Радужной форели вырастают хищные мальки и начинают глотать друг друга, их делят на три группы (Радужная форель, Янтарная и Голубая) и рассаживают по разным бассейнам с проточной водой. Больше всего в потомстве — Радужных рыбок, почти не заметных в струях воды, и меньше всего — Голубых. Ясно, что Янтарные и Голубые форельки в природных условиях не выживают: они слишком заметны в воде на фоне каменистого или песчаного дна.

Иная окраска мальков вызвана генетическими отклонениями. Янтарные рыбки имеют небольшие отклонения и с помощью людей могут дожить (если свои не сожрут) до половой зрелости. Размножаясь, они дают потомство такое же как обычная Радужная форель: Радужных, Золотых и Голубые мальков. Голубые не доживают до половой зрелости даже в искусственных условиях. Во всяком случае пока, поскольку ученые хотят закрепить яркие расцветки у форели, чтобы использовать их как декоративных аквариумных рыб. А Радужную форель продают тут же в фирменном магазине в свежем, соленом и копченом виде. А в местном ресторане можно продигустировать различные блюда из форели.

Экскурсия по форелевому хозяйству вызвала у меня целый ряд ассоциаций.

1-й ряд ассоциаций такой: есть жизненные ситуации, в которых, если ты не такой как все ( Рыжий, Голубой и т.д.) — тебя съедят раньше других, и, скорее всего, свои же.

2 — й ряд: есть другие жизненные ситуации, в которых, если ты как все — тебя съедят, а если ты уникален — тобой будут любоваться и за твою жизнь будут бороться.

Вывод очевиден: не хочешь быть съеденным — умей меняться как жизнь подскажет , т.е. будь то универсальным, то уникальным, то как все.

У людей все сложнее, чем у рыб. У нас бывает и жажда жизни и страх жизни (кто жизнь проводит в Интернете, разве не боится жизни?), страх смерти и жажда смерти (моя бабушка молилась: «Господи, забери меня к себе!»). Как ни странно, любое сочетание жажды и страха (страх смерти и жажда жизни или страх жизни и жажда смерти) порождает либо страх одиночества и желание быть как все, либо страх заурядности и жажду одиночества, как единственности, непохожести (Я один такой!).

Говоря образно: страх смерти приводит к тому , что Золотая форель жаждет одиночества, т.к. хочет быть избранной, т.е. спасенной от сородичей, а Голубая форель на одиночество обречена судьбой, слишком жаждущей смерти.

Исходная точка в преодолении одиночества — понять, что порождает проблему одиночества: страх смерти или жажда смерти? А начало этих страхов в зачатии, в страхах родителей: быть или не быть сексу, быть или не быть браку, быть или не быть ребенку и т.д. Выявить эти страхи можно, узнав о первой реакции родителей (и других ближайших родственников) на беременность, на рождение ребенка, на его болезни и поведение.

Похоже, что шекспировский Гамлет — первый психоаналитик! Потому что главное, что нужно выяснить у пациента: родители хотели, чтобы он БЫЛ? или НЕ БЫЛ? Именно это позволит понять, что неосознанно им движет — страх смерти или жажда смерти. В зависимости от этого и строятся взаимоотношения с окружающими людьми.

Нормальное психическое созревание личности невозможно без удовлетворения ее потребности в подтверждении -«Я тебя вижу! Я тебя слышу! Я тебя чувствую! Ты существуешь!» Потребность в подтверждении нашего существования настолько велика, что часто даже неважно позитивное это подтверждение или негативное, главное, чтобы не было равнодушия. Но чаще всего проблема одиночества возникает у человека тогда, когда возникает рассогласование детского опыта родительских подтверждений и подтверждений, получаемых в настоящем.

В практике каждого психолога есть истории, в которых рассогласование прошлого позитивного опыта родительских подтверждений с отсутствием таких подтверждений в настоящем сводит человека с ума или доводит до попыток суицида. Часто подобные ситуации возникают в результате развода родителей, когда прежде горячо любимый и любящий ребенок остается с матерью, которая теперь уже ненавидит мужа и ребенка, напоминающего о нем.

Человек, выросший среди позитивных родительских подтверждений, тоже может быть одинок, поскольку ждет от окружающих только позитивных контактов и всей душой устремляется к позитивным оценкам. Как правило, его ждет разочарование, поскольку окружающие не могут прощать все — они ведь ему не родители! Поэтому делается вывод, что ему лгали о своем хорошем отношении, и, перестав верить людям, он отворачивается от них. А это путь к одиночеству.

Привычка к отсутствию подтверждений (родители были вечно заняты своими делами, работой и т.д.) или к постоянным негативным подтверждениям (критика, замечания, насмешки, брань и т.д.) не позволяет человеку верить позитивным подтверждениям окружающих. Как правило, такие пациентки (или пациенты) не верят позитивному отношению мужчин (женщин), не придают ему значения и не обращают на него внимания. Им привычнее упорно добиваться внимания тех, кто равнодушен к ним, либо даже негативно относится, что и приводит, в конце концов, к одиночеству.

Одиночество может быть очень опасной проблемой, но проблемой может быть и недостижимость одиночества.

Одна пациентка рассказала мне, что уже около трех лет, если не может заснуть после тяжелого дня, представляет себе, что она в СВОЕМ доме ОДНА: «Это только мой дом. Это только мой холодильник, а в нем только то, что я люблю. На столе посуда, которая мне нравится. В шкафу мои самые любимые платья. И мебель в комнате та, о которой я мечтала. Я все это трогаю, переставляю, примеряю и, счастливая, засыпаю». Она мечтает быть одна.

Что же ей уже не нужны «подтверждения» от окружающих, что она есть, что она нужна? Нет, конечно! Но желание одиночества сформировалось под давлением негативных «подтверждений» мужа, который «строит» всю семью. Поэтому дочь рано вышла замуж и ушла из дома, сын почти не бывает дома, а она работает на нескольких работах и мечтает, что когда-нибудь будет жить одна и наконец-то будет счастлива. На консультацию она пришла, чтобы я помогла ей достичь этого счастья, потому что муж и после развода, которого она добилась с большим трудом, контролирует ее жизнь и, вдобавок, пытается заставить ее обвенчаться и опять жить в браке. Она жаждет одиночества, потому что именно одиночество помогает личности восстановить границы своего Я, нарушенные негативными «подтверждениями» окружающих.

В таких случаях люди интуитивно стремятся к одиночеству. А если оно недоступно, компенсируют это общением с психоаналитиком (или психологом ), который осуществляет позитивное «подтверждение», если его хронически не хватает.

Но иногда аналитика вынуждают осуществлять и «негативное подтверждение», если именно этого не хватает пациенту. Для этого пациент старательно играет роль «плохого» клиента — постоянно опаздывает, нарушает договоренности, забывает деньги, звонит «чуть свет» или за полночь и т.д. И при этом, чем лучше вы к нему относитесь, тем хуже он себя ведет. А иногда приходят пациенты, которым необходимо, чтобы их игнорировали, т.е. осуществляли «неподтверждение», привычное для них с детства, но недополучаемое в настоящем. Именно с такими пациентами используют молчание как метод психоанализа (психоаналитик молча сидит рядом, даже если пациент не говорит ни слова весь сеанс).

Желание быть в одиночестве понятно, если оно связано с избытком «негативного подтверждения». Но как ни странно жажда одиночества, если как следует покопаться в причинах, порождена страхом одиночества, который связан с острым страхом смерти, и потому вытесняется в бессознательное — где ему и место! Потому что именно перинатальные записи зафиксировали страх одиночества беременной мамы и страх смерти у ребенка, если мать думала, как избавиться от него. Место страха одиночества занимает идеализация одиночества, выстраивание собственной «башни из слоновой кости», где можно пребывать в эмоциональном и социальном одиночестве, потому что «я так хочу».

Общаясь с таким человеком, мы слышим : 1) «Меня окружают бесчувственные люди, мои чувства никому не нужны, моих чувств не понимают». 2) » Мне говорят, что я бесчувственный, что я не считаюсь с чужими чувствами, я не понимаю чужих чувств». Так он описывает свое эмоциональное одиночество.

Социальное одиночество обычно характеризуется словами : «Я никому не нужен, меня все используют» , или «Мне среди них никто не нравится, я просто использую их (для карьеры, денег, защиты, здоровья и т.д.)»

Одиночество как защита от одиночества. Парадокс каких немало в психоаналитической работе. Чем больше жаждет пациент одиночества (и в словах и в делах) тем больше у аналитика работы со страхом одиночества и его причинами.

Вопрос только в одном — всех ли надо избавлять от жажды одиночества?

Для решения этого вопроса придется обратиться к позиции экзистенциальной психологии, которая рассматривает «одиночество» как «изолированность от мира, от других людей, или от части собственной личности»( см. И.Ялом «Экзистенциальная психотерапия»).

Обобщая, можно сказать, что одиночество — это всегда нарушение парности частей внутреннего мира личности, которые К.Юнг структурировал как Эго — Суперэго (Сверх-Я), Эго — Персона, Эго — Тень, Анима и Анимус. Как проявляет себя одиночество в каждом отдельном случае?

При изоляции Тени, личность, вытесняя свою Тень, распространяет ее на других — потому и одинока, ведь вокруг сплошное зло, а он сам «вечная жертва». При изоляции Персоны, все оценивают личность иначе, чем она себя, что мешает человеку найти партнера по себе, ведь он не такой как все. При изоляции Сверх-Я, личность ощущает себя частью толпы, винтиком, слабым и беспомощным, что приводит к формированию Культа личности Правителя, без которого все они ничто, часть биомассы, производители себе подобных.

Нарушения в паре Анима-Анимус проявляется чаще всего таким образом:

— изоляция Анимуса у женщины — это одиночество типа «старая дева», «монашка»;
— изоляция Анимуса у мужчин — гомосексуализм;
— изоляция Анимы у женщин — лесбиянки;
— изоляция Анимы у мужчин — «холостяки», «монахи».

Как определить, есть ли у человека изолированные части личности, которые опасно «раскупоривать»?
Юнг считал, что у каждого есть не только Эго, но и Тень. Все мы боимся своей «Тени», т.е. негативного в себе, но не отрицаем ее как факт нашей внутренней жизни. А религия учит: «Все мы грешны! Кайся!» Только тот, кто может быть уничтожен собственной «Тенью», отрицает ее, не нуждается в ней, и, как гласят легенды, готов обменять свою тень на богатство и власть. Обычно человек заболевает, если теряет свою тень, и готов на все, чтобы вернуть ее.

Кто знает, как сложилась бы судьба Гамлета, если бы он сказал себе честно, что это его собственная «Тень», а не «Тень отца Гамлета» науськивает принца Датского на мать и дядю. Очевидно, что ответ на знаменитый гамлетовский вопрос был «не быть!». И именно поэтому «Тень» была идентифицирована с умершим отцом, а не с живым принцем. И явно, лучше было бы не задавать этих опасных вопросов, если уж ты от собственной «Тени» отказался : уничтожая вокруг себя зло, он и самого себя уничтожил! А значит и сам Гамлет — принц Датский был тоже виновен в смерти отца, ведь он стремился уничтожить всех предателей и убийц короля.

Итак. Факторы, которые предупреждают об опасности борьбы с одиночеством, если оно связано с изолированностью от части собственной личности, это:

1) отрицание пациентом теневой части своей личности и абсолютная идеализация себя, как носителя идеи добра и справедливости;

2) желание докопаться до истины, разоблачить предателей и лжецов, и доказать, что все вокруг враги;

3) желание «не быть», т.е. стремление к смерти, которое проявляется в желании уничтожить виновных. Но если ты отрицаешь свою Тень, творить зло для тебя непростительно. А значит, последует неотвратимое самонаказание.

Подробному описанию того, каким образом формируется изоляция различных частей личности, приводящая к одиночеству, мы посвятим нашу следующую статью.

Касьянова Валентина