WEBcommunity

Пражская машина времени. Средневековье XXI столетья. Часть 1

До пересечения границы оставались считанные минуты. Здесь заканчивалась одна цивилизация и начиналась другая. Пока мы, украинские туристы, пытались ощутить значимость исторического момента, плавно перевоплощаясь в иностранцев, молодой руководитель группы Назар Грабар увлекательно рассказывал, что ждет нас в предстоящие сутки.

До пересечения границы оставались считанные минуты. Здесь заканчивалась одна цивилизация и начиналась другая. Пока мы, украинские туристы, пытались ощутить значимость исторического момента, плавно перевоплощаясь в иностранцев, молодой руководитель группы Назар Грабар увлекательно рассказывал, что ждет нас в предстоящие сутки. Позади остался Львов, а вместе с ним и отпустившие нас с миром пограничники «Краковца-Корчовы».

Прелюдия путешествия — переезд через ночную Польшу, которая и в темноте поразила величественными ратушами и костелами, а дальше сильней интрига, стесненней дыхание, и с каждым километром все ближе опьяняющие панорамы, озаренные утренними лучами солнца.

…Вот-вот застучит по каменным мостовым карета ушедшего в вечность 1781-го, когда нога легендарного Вольфганга Моцарта впервые ступила на эту землю. А только стемнеет, как в одном из домов старинной Золотой Улочки зажжется мягкий свет: Франц Кафка сядет за свой очередной роман. В это время по ночной Влтаве, проплывет маленькая лодка, и двое в унисон загадают желание под каждым из восемнадцати мостов, а единственный в Праге танцующий дом подмигнет им множеством зажженных окон. Все здесь дышит историей, тайной, готикой… Добро пожаловать в Прагу, господа!

Город, куда редко залетают «аисты»…

Из окон подъезжающего автобуса Прага интригует. Издали она кажется нарисованным городком с живописными, словно игрушечными домиками, утопающими в насыщенных пейзажах. Экскурсовод Ливия, коренная пражанка, в русской речи которой — ни тени чешского акцента, отметила, что население Праги превышает миллион, но аисты посещают ее довольно редко: детвора составляет там меньшинство, и если бы ни миграция, свободные места в детских садах и школах имелись бы в изобилии.

Это одна из причин постоянно действующих чешских программ по привлечению в страну молодых эмигрантов. Средний возраст пражан — 59 лет. К слову, столетние юбилеи никого в Праге не удивляют: долгожителей там около тысячи.

Сама же столица Чешской республики к долгожителям пока не относится. Ей сравнительно немного — 1100 лет. Прага рождалась из сел и поселков, которые в XIX столетии перестраивались в города. Объединившись в столицу, они стали историческими районами — Старый Город, Новый Город, Градчаны, Мала Страна и Вышеград.

Невозможно побывать в Пражском Граде, который раскинулся на высоком холме Градчаны, не заглянув в готический кафедральный собор святого Витта. Построенный еще в 14-м веке, он является главным храмом Чешской Республики. Известно, что изначально собор святого Витта принадлежал Ватикану, поскольку Карл IV, заложивший фундамент, подарил его Римской католической церкви. И если католики не возражают против того, чтобы храм оставался мировым достоянием, то чешский муниципалитет пытается извлечь из произведения архитектурного искусства собственную выгоду: отсудить храм у Ватикана и сделать для экскурсионных групп платный вход.

В марте нынешнего года Верховный суд Чехии вынес решение в ее пользу, однако Ватикан намерен судиться дальше. Тяжба длится уже около 16 лет, и неизвестно, смогут ли пражские туристы в последующие годы безвозмездно посещать храм. Но нам еще посчастливилось увидеть готические витражи и постоять около гробниц почитаемых чехами святых без дополнительной платы.

Продолжение…

Наталья Ростова ХайВей