WEBcommunity

Пражская машина времени. Средневековье XXI столетья. Часть 2

Подмечая особенности чешского менталитета, мягко говоря, поражались. Пожалуй, ни в одном украинском городе есть возможность без страха разгуливать по ночам. В Праге это допустимо. И если в историческом центре, Старом Городе, пражский вор может профессионально «обчистить» зазевавшегося туриста, то в спальных районах обычно безопасно...

Начало…

Подмечая особенности чешского менталитета, мягко говоря, поражались. Пожалуй, ни в одном украинском городе есть возможность без страха разгуливать по ночам. В Праге это допустимо. И если в историческом центре, Старом Городе, пражский вор может профессионально «обчистить» зазевавшегося туриста, то в спальных районах обычно безопасно, в особенности, для местных. Примечательно, что в супермаркетах днем с огнем не найти ящичков для сумок и пакетов. К тому же охрана не станет бить тревогу, если нетерпеливый покупатель съест мороженое, не доходя до кассы, а потом просто пробьет у кассира обертку.

В честности чехов довелось убедиться лично. Засидевшись до сумерек в маленьком чешском городке Подебрады, мы стали свидетелями любопытной сцены: неподалеку от нас на одной из скамеек мирно сидела местная молодежь. У одного из парней стоял на коленях открытый ноутбук. Не прошло и часа, как в нескольких метрах разыгралась короткая, но громкая ссора. Каково же было наше удивление, когда отлучившись разобраться в потасовке, ребята вежливо попросили нас по-чешски… присмотреть за ноутбуком.

Кстати, из-за наплыва туристов и эмигрантов, чешский в чистом виде — редкое явление в Праге, особенно, если прогуливаешься по историческим местам. К примеру, на Карловом мосту, самом старом в Праге, можно слышать разноголосое щебетанье немецкого, испанского, французского, китайского — какого угодно, только не чешского. А вот русских и украинцев в Праге рекомендуют остерегаться. Бытует мнение, что именно они увеличивают число криминальных районов в чешской столице. Поэтому при незнании чешского там лучше говорить на английском, который, кстати, популярен наравне с государственным.

Транспорт в Праге работает в единой муниципальной системе. Проездной билет (на чешском звучит как «їздинка») действителен в метрополитене, трамвае и автобусе. Правда, если перевести на нашу валюту, стоит он дороговато — около 12-ти гривен (26 крон) и действует 75 минут. Есть и более кратковременные проездные, которые соответственно стоят дешевле. Льготники в транспортной системе чувствуют себя комфортно, а потому вероятность скандала на маршрутах в Праге сводится к минимуму.

Кстати, о льготниках. Людям с ограниченными возможностями не приходится на лету заскакивать в автобус, просить прохожих перевести их через дорогу и в буквальном смысле бороться за выживание. В транспорте для них предназначен специальный низкий подъем, для слепых по системе Брайля указаны названия остановок, на дорогах установлены сигнальные светофоры, а в метро — дополнительные эскалаторы. В общественных местах как минимум две комнаты с удобными для колясочников санузлами, все государственные учреждения оборудованы пандусами. Экскурсовод Ливия подчеркнула, что инвалиды Чехии не чувствуют себя людьми второго сорта. Они свои среди своих.

Не довелось увидеть в Праге ни одного попрошайку-беспризорника, ни одного бездомного животного. А чистота вокруг такая, что, кажется, над тротуарами и газонами, постоянно работают невидимые дворники. В жилых домах также ни соринки. Заходишь в подъезд обычной пятиэтажки, и думаешь, что это частный дом.

Продолжение…

Наталья Ростова ХайВей