И непременно попросите перечислить романы Пелевина или Акунина. Это у старших школьников или студентов. Расскажут многое. Читают их. Читают и Толкиена. У младших в почете Гарри Потер, даже если они не знают кто его автор.
На одном из тренингов дала задание по-своему закончить сказку Пушкина о спящей царевне. Выполнили только два человека. Остальные просто не поняли о чем идет речь. Постеснялись уточнить. В детстве им эту сказку не читали. Они мультяшки смотрели о Томе и Джерри. Грустно? Смешно?
Что же происходит? На смену нашей классике приходят новомодные писатели. Их романы расходятся многомиллионными тиражами, книги становятся бестселлерами. Но на равноценную смену ли?
Шедевр не может устареть… Так обычно говорят истинные знатоки настоящего искусства. Все в мире относительно. Что считать шедевром? Почему одни произведения становятся классикой, а другие канут в Лету… В 15-16 лет прочитать и ПОНЯТЬ «Войну и мир»… Помню как в 9 классе задали на лето прочесть роман Толстого «Воскресенье». Это было мучение. Я ничего не поняла. Но честно прочла весь роман. И в 30 лет я его перечитала. Нужно ли говорить о разнице восприятия?
Значительно в продвижении классики помогает телевидение. Книжный бум на булгаковского «Мастера и Маргариту» пришелся именно в дни показа сериала по РТР. «Золотой теленок» после новой экранизации с Меньшиковым в главной роли стал хитом продаж в книготорговле. « Идиот» Достоевского стал для многих молодых людей потрясением и «открытием» для себя Федора Михайловича. Начнут ли перечитывать Достоевского после многосерийного фильма «Преступление и наказание» покажет время.
Вчера слышала разговор двух студентов: «Ты Понтия Пилата понимаешь?» — «А кто это?» — «Ты что? Стыдно быть таким серо-зеленым. Ты хотя бы Булгакова почитай. Сейчас немодно быть неграмотным. Девчонки засмеют.» Диалог меня вдохновил на эту статью и пролил луч света. Не все еще потеряно. У каждого поколения свои кумиры.
Поинтересовалась в нашей библиотеке читают ли серьезную художественную литературу. Очень редко. Качественный перелом по отношению к чтению произошел в последние десятилетия. Многие школьники даже гордятся тем, что не любят читать.
Недавно был проведен социологический опрос среди молодежи 15-22 лет. Вопросы касались отношения к классике.
Что такое классика?
«Классика актуальна во все времена» (42%), «классика – то, что прекрасно, эстетически значимо» (20%),«классика отражает общечеловеческие ценности» (30%). Остальные отвечали по-разному, вплоть до того – «то, что проходят в школе» или «это придуманное понятие, никакой классики нет».
Кого они считают классиками?
Пушкина, Толстого, Достоевского и Шекспира – по 70% респондентов отнесли к классикам.
Лермонтова, Тургенева и Гоголя признали классиками только 60%.
Есенина и Горького – 50%, Дюма, Булгакова и Цветаеву – 40%. И по убывающей – Шолохов, Державин, Маяковский, Лондон, Конан-Дойл, Солженицын, Кристи и Зощенко. Странное соседство. Смешение вкусов и времен.
Сегодня многие из них входят в школьные программы, но если Горького «проходили» еще дедушки и бабушки респондентов, то Есенина – даже не все родители (хотя он всегда оставался достаточно «культовым» автором, некоторым символом русской культуры), а Булгаков и Цветаева «пришли» в школу совсем недавно.
Респондентов подробно расспрашивали о их литературных предпочтениях. 80% ответили, что читают специальную литературу. Ссылались на недостаток времени на чтение художественной классики. Однако на первых местах по предпочтениям стоят Акунин и Перумов, Пелевин и Маринина, Хаггард и Чейз.
Самый интересный, на мой взгляд, вопрос был задан о современности героев классики в восприятии респондентов. Им предлагалось высказать свое мнение о различных аспектах современности (или несовременности) героев классических произведений, о степени их похожести на современных людей.
Более 60% отметили, что герои классики похожи или очень похожи на нас и наших современников и мы решаем те же проблемы, что когда-то решали они. Девушки думают так гораздо чаще, чем юноши (соответственно 65% против 45% в ответах на первый вопрос и 66% против 55% в ответах на второй). «Ситуации, которые описывают классики вечны, так же как и проблемы».
Более 70% респондентов соглашаются – «герои классики испытывают те же чувства, что и мы». Более 35% считают, что эти герои и думают, и поступают, как теперешние люди. А один владимирский школьник уверен «они вообще не думают и не испытывают чувств».
Чтобы узнать, каких же именно героев респонденты считают похожими на современных людей, исследователи предложили им представить себя, своих сверстников, своих знакомых младшего или старшего поколения в ситуации некоторых персонажей. Респонденты должны были задуматься, могут ли они или люди, которых они знают, думать и поступать так же как Гамлет, Дубровский, Чичиков, Наташа Ростова. Предполагалось, что эти герои должны быть знакомы молодым людям, поскольку соответствующие произведения включены в учебные программы. Ситуации были описаны в анкете в сегодняшних терминах и сегодняшнем контексте, на фоне актуальных реалий и коллизий жизни современного человека. Собственно, речь шла об отношении к государству и власти, к законности, к богатству и способам его достижения, к семье и любви, о способах построения человеческих взаимоотношений.
Чрезвычайно актуальной оказалась ситуация Дубровского – каждый четвертый респондент готов при необходимости защиты своих прав нарушить закон. Достаточно актуальна для молодых людей и ситуация Гамлета, который бездействует, так как не может решить, что лучше – покориться или сопротивляться злу; каждый пятый респондент представляет в этой роли себя, а около 30% считают, что в ней могут оказаться его сверстники. Характерно также, что почти каждый десятый респондент готов увидеть себя в роли Чичикова, хитростью, обманом, аферами пытающегося занять положение в обществе и сколотить капитал; около 40% считают, что поведение гоголевского героя может стать примером для их сверстников. Все эти данные прямо или косвенно говорят о трудных проблемах социализации молодежи в сегодняшнем обществе с его трансформирующимися ценностями, спорами о праве и законности, криминализацией всех сфер жизни.
Самой близкой для респондентов оказалась ситуация Наташи Ростовой (уезжая с семьей из осажденной французами Москвы, она убеждает родителей оставить часть имущества и вместо него увести на возах раненых русских солдат). Более трети опрошенных ответили, что поступили бы так же. С другой стороны, каждый пятый считает, что никто из их среды не сделает в аналогичной ситуации того, что сделала героиня Толстого.
Интересные исследования. Хотя, конечно, объективной картины не могут дать. Большая корреляция. Даже по регионам. Понятно одно – жизнь убыстряется, на смену одним предпочтениям приходят другие. Развитие научно-технического прогресса диктует свои правила.
Так устарел ли Толстой?
Жанна Пятирикова