При слове «кружево» мы представляем что-то легкое, воздушное, что создают искусные руки мастериц из нитей шелковых или льняных, металлических или хлопчатобумажных.
Простым или сложным переплетением нитей с помощью иглы (игольное шитое кружево), деревянных резных палочек — коклюшек, подушки, рисунка-сколка и булавок (плетеное), крючка или спиц (вязаное) создают они бесчисленное множество узоров — от геометрических ромбов, квадратов, треугольников, зубчиков до пышных цветов, букетов, гирлянд и даже целых сцен с изображением фантастических пейзажей и многолюдных праздников.
В далекую старину уходят истоки этого ремесла, ставшего подлинным искусством.
В XV—XVI вв. Венеция, Генуя, Милан и другие итальянские города славились производством шитого иглой кружева из тонкого льна и плетеного кружева из золотых и серебряных нитей. Оттуда оно расходилось по всей Европе.
В XVII— начале XVIII в. на первое место выступают кружевные центры Фландрии и Франции. Особой известностью пользуется тонкое плетеное кружево типа «валансьенн» и «малин», названные по городам, где они изготовлялись, с узором из динамичных завитков и крупных цветов с рельефным контуром.
Воздушным тюлевым кружевом знаменит Брюссель. Во Франции изящное шитое кружево с узором из гирлянд цветущих побегов и фигурок амуров делают мастерицы Алансона и Аржантана. В Шантийи и Байё плетут кружево из неотбеленного льна — «блонды».
В нашей стране кружевоплетение известно с XV в.
Парадные царские одежды, предметы, пожертвованные церкви, и даже повозки знатных князей и бояр украшались кружевом, плетенным из золотых и серебряных нитей. Представим себе металлическое кружево, где сам материал горит несколькими цветами, где разные способы плетения создают гладкие блестящие поверхности, перемежающиеся с рельефными матовыми.
Русские мастерицы в совершенстве владеют тремя приемами плетения кружев на коклюшках: численным, парным и сцепным.
Веселый перезвон деревянных коклюшек целое столетие не смолкает в Вологде и Ельце, Михайлове и Балахне, Вятке и Калязине. В каждом городе за долгие годы вырабатываются свои характерные особенности в рисунке и технике кружевоплетения.
Численное михайловское кружево плетут на Рязанщине по памяти, по числу переплетений.
Изобретательность мастериц поразительна; никогда не встречается два одинаковых куска по цвету и узору. Преобладает красный цвет, но от включения серого, синего, зеленого и желтого тонов меняется колорит и весь строй кружевного узора.
Парное кружево плетут по специальным рисункам — сколкам с помощью множества (до 200) пар коклюшек. Особенно красиво оно в Галиче под Костромой.
Декоративные мотивы выполнялись полотняным плетением и обводились цветной шелковой или металлической нитью — сканью, чтобы подчеркнуть силуэт каждой фигуры. Льняная пряжа кремового оттенка придавала фонам невесомость. В узорах галичского кружева с большим вкусом сочетались птицы, львы, кони, реальные и сказочные, всевозможные розетки, листья, волнистые цепочки, цветущие ветви. Сейчас галичское кружево можно встретить только в музеях.
Сцепное кружево в отличие от парного выплетают по частям, которые потом сцепляют крючком. Так работают вологодские кружевницы. Для вологодских узоров характерны крупные выразительные пяти и семилопастные цветы, украшающие раскидистые кусты или деревья, среди цветов разбросаны птицы-павы, сказочные петухи. В наши дни вологодские кружева известны во всем мире.
Легкостью и воздушностью отличается сцепное елецкое кружево. Край елецких изделий нередко оканчивается мягкими овальными зубцами.
Кривенко Екатерина