Например, если мы вышли из дома на мороз, кровеносные сосуды кожи тут же сократятся, удаляя кровь вглубь организма, подальше от холода, а в горячей сауне эти же сосуды расширятся, отдавая лишнее тепло, а потовые железы начнут выделять обильный пот, охлаждающий кожу.
В своей книге «Мудрость тела» Кеннон писал, что, когда живые организмы сталкиваются с враждебными силами живой природы, они выбирают одну из двух стратегий: борьбу или бегство. При этом в дело вступала симпатическая система, которая открывала доступ к резервам организма и повышала его энергетику, но куда следовало направлять ресурсы (на борьбу или бегство), решал высший центр мозга – кора больших полушарий. Правда, если времени для раздумий было мало, в дело вмешивалось подсознание, которое «от греха подальше» выбирало стратегию бегства.
Со временем эволюция человека привела к тому, что конфликтные ситуации в обществе стали все больше перемещаться из области открытого вооруженного столкновения к социальным конфликтам, и обе эти стратегии стали бессмысленными. Возьмем тот же экзамен в вузе. Если преподаватель уж слишком сильно «достает» студента вопросами, явно «заваливая» его на двойку, последний не может ни убежать от своего мучителя, ни наброситься на него с кулаками. А генетические программы нацелены именно на такой вид реагирования. Отсюда и стресс.
Развивая взгляды Кеннона, первооткрыватель стресса Ганс Селье отмечал, что в человеческом обществе, сталкиваясь с проблемами межличностного взаимодействия, человек обычно оказывается перед альтернативой борьбы или адаптации, причем последняя стратегия, хотя и не выглядит героической, оказывается более успешной в долговременном плане.
Как писал известный голландский философ Бенедикт Спиноза, «бегство вовремя должно приписать такому же мужеству свободного человека, как и битву, иными словами, человек свободный выбирает бегство с тем же присутствием духа, как и сражение».
Учеными разбирались плюсы и минусы различных стратегий поведения при конфликтах. Хотя в различных ситуациях применяются разные виды взаимодействий, все же наиболее приемлемыми являются стратегии компромисса и сотрудничества, то есть адаптации, а не борьбы или уклонения (бегства).
Валентина Ясная