Когда к старости Фридрих Ницше стал слепнуть, в 1882 году он приобрел пишущую машинку, чтобы продолжать писать. Освоив слепое письмо, он мог работать даже с закрытыми глазами и написал на этой машинке более 60 произведений, писем, заметок и даже стихотворений.
Однако машинка оказала странное воздействие на его творчество. Ницше и до того писал довольно короткими фразами, а тут его стиль стал прямо-таки телеграфным. Один из его друзей, композитор, писал ему: «Может быть, с помощью этого инструмента вы хотите открыть новую страницу в своем творчестве?» Композитор заметил также в своем письме, что и в его работе качество пера и нотной бумаги играет большую роль. Ницше отвечал: «Вы правы. Инструмент, которым мы пишем, участвует в формировании наших мыслей».
Всеобщий переход пишущих людей на компьютеры и распространенное пользование Интернетом не могут не изменять стиль нашего мышления. Похоже, что интернет уменьшает способность человека к концентрации внимания и к размышлению. Многие литераторы жалуются, что постепенно утрачивают способность читать и писать длинные фразы. Легкость, с которой можно перескакивать с одного сайта на другой, учит не углубляться в текст, а порхать по его поверхности.
Способность читать, в отличие от способности говорить, не зафиксирована в наших генах. Нам приходится обучать свой мозг раскодированию значков на бумаге и переводу их на понятный нам язык. И те способы, которые мы используем для записи или чтения информации, не могут не влиять на наш мозг. Эксперименты показали, что в мозге китайца, обученного читать иероглифическое письмо, основанное на совершенно иных принципах, чем буквенное, возникают совсем другие связи между нейронами и отделами мозга, чем в мозге европейца, читающего буквенный текст. Будет разумно предположить, что и чтение в Интернете образует в мозге иные связи, чем чтение с бумаги. Мозг даже взрослого человека очень пластичен, образует новые связи, разрывает старые и может перепрограммировать себя «на лету».
Не стоит забывать, что почти две с половиной тысячи лет назад, если верить Платону, Сократ осуждал изобретение алфавита и письма. Оно, мол, детренирует память и ум, поскольку не нужно помнить знания, а надо лишь помнить, где они записаны, чтобы иметь возможность к ним обратиться. Люди, научившиеся читать и писать, обретают «мнимую, а не истинную мудрость. Они будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых» — такие слова своего учителя записал Платон.
Но разве согласились бы мы сейчас отказаться от возможности фиксировать информацию на бумаге?
Валентина Ясная
По материалам журнала «Наука и жизнь», 2009 г.