WEBcommunity

Конфликт отцов и детей

Помогите наладить отношения со взрослой дочерью, ей 19 лет, овен, работает и учиться на в/о, у меня есть сын 17 лет, и я замужем. Дочь в последнее время стала мне хамить, ее раздражают мои вопросы, причем с другими разговаривает нормально, перестала участвовать в жизни семьи, в своей комнате не убирает, своими хомяками не интересуется, не читает, смотрит музТВ, все остальное ей не интересно. Все отношения сводятся к просьбе дать денег, приходит поздно, хотя знает, что я волнуюсь и не сплю до ее прихода.

Я знаю, что и на работе не все гладко в том плане, что она самая молодая, и работает ( по ее мнению) больше всех, получает меньше всех. Не знаю, что делать, боюсь, наделает глупостей. Как с ней поговорить, что сказать, чтобы успокоилась, перестала нервничать. Пыталась несколько раз, в результате отношения только обострились. Ее молодой человек учится в другом городе. Прошу помогите выйти из этой ситуации. С надеждой Ирина.

Ответ

Здравствуйте, Ирина. Внимательно прочитала Ваше письмо. Дело в том, что однозначно ответить на Ваш вопрос нельзя, так как возникают встречные вопросы, на которые ответов в Вашем письме я не нашла. Причин подобного поведения вашей дочери может  быть много.

Это может быть ссора с ее любимым человеком, какие либо сложности в  их взаимоотношениях, также это могут быть различные проблемы на работе или на учебе. В любом случае, подобное раздражение, нежелание что-либо делать не только по дому, но и вообще, апатия ко всему, отсутствие настроения  и, возможно, аппетита, говорят нам о наличие какого-то конфликта или проблемы.

К сожалению, большинство из нас часто замыкаются при возникновении каких либо трудностей, считая, что обращаться за помощью стыдно (ведь все мы такие взрослые и сами должны решать свои проблемы) или думая, что им никто не поможет — такая сложная у них проблема.

В данном случае я могу лишь вам порекомендовать навыки эффективного общения ( я это назову так), которые вам помогут войти с дочерью в контакт и узнать причины подобного настроения. Узнав причины вы сами примете решение, что делать:  дать совет житейский,  или сказать, что лучше ей самой пойти к хорошему специалисту психологу и там решить возникшую трудность.

В целом речь пойдет о подстройке и введение.

Подстройка и ведение:

Любой процесс, явление, состояния человека имеют свой ритм, темп, характеристики. И чтоб повлиять на  протекание процесса, необходимо подстроиться. Например, представим  пианиста №1, играющего на фортепьяно, и другого пианиста №2, желающего подыграть  первому.  Чтобы это сделать пианист № 2 не подойдет и  не станет грубо играть то что ему нравиться. Он тихонько подсядет и станет тихо-тихо подыгрывать первому, как бы потихоньку вливаясь в процесс игры, улавливая ритм и динамику игры первого пианиста.  Только после того, как они оба  какое-то время играли вместе, пианист №2 начинает прибавлять громкость, возможно, начинает, вставлять свои импровизы, потихоньку начинает вести первого пианиста.

Это была метафора на тему подстройки и ведение. Теперь перейдем к делу.

Как вы можете подстроиться к вашей дочери

1. отследите, в какой репрезентативной систему ваша дочь находиться. Т.е. с каких слов она начинает свои фразу  (вижу -представляю-смотрю — визуальная репрезентативная система; слышу — спорю — обсуждаю — аудиальная репрезентативная система; чувствую, не нахожу опоры, это тупик — кинестетическая  или чувственная репрезентативная система). Определив систему , диалог вы должны начать в той же системе. Например,
Клиент:  -Я чувствую, что нахожусь в тупике….. (кинестетика)
 Психолог: — Да  пониманию , что вы чувствуете. Часто люди испытывают подобные ощущения… (кинестетика)
Клиент : — Я не вижу выходя из этого положения , оно такое тяжелое…. (визуалка и кинестетика)
Психолог: — Часто бывает, что даже самые тяжелые ситуации имеют выход, надо только рассмотреть это разных сторон, с разных позиций, ведь очень часто бывает, что мы смотрим только с одной стороны,…. (кинестетика и визуалка).
Вы подстраиваетесь под речь вашей  дочери, начинайте говорить  на  «языке ее мыслей», а потом мягко вести диалог в нужное для вас русло.

2. поза — мягко подстраивайтесь под ее позу, положение тела в пространстве, жесты, мимика. Это не значит вы должны ее полностью копировать, вы только  слегка подражаете ее движениям, позе.

3. интонация голоса — должна быть мягкой и спокойной, возможно слегка озабоченной.

4. Очень важный момент — важные слова нужно говорить на выдохе вашей дочери. Когда мы говорим на выдохе человека важные слова, то у человека создается впечатление, что это он сам себе говорит. Ведь каждый из нас говорит на выдохе. Ваша речь должны быть размеренной. Вам необходимо отслеживать дыхание вашей дочери.  Для того, чтобы научится  видеть одновременно лицо человека и его дыхание можно потренироваться на других людях. Надо сесть напротив человека, начать смотреть ему в переносицу, и включая периферийное зрение (боковое, нижнее) не отрывая глаз от переносицы пытаться увидеть всего человека. Вы не должны водить глазами, они должны просто фиксироваться на переносице, все остальное вы видите за счет включения нижнего и бокового зрения. Говорение слов на выдохе может выглядеть так (важные слова я выделю жирным) Мне бы очень хотелось, чтобы у тебя нашлось время, чтобы меня выслушать. Ты у меня очень красивая и умная девочка, мне бы хотелось, чтоб ты поняла меня, потому что мы обе женщины, и как близкие люди, мы можем хоть иногда поговорить без всяких преград. Я понимаю, что ты стала взрослой, что тебе иногда не до меня, но мне очень важно знать, что с тобой происходит, ведь я вижу, слышу и чувствую, что тебя что-то волнует и тревожит…. Мне бы очень хотелось помочь тебе…. В разговоре не должно быть никаких нравоучений, обвинений, претензий. Это вызывает только раздражение и замыкание в себе. Постарайтесь рассказать дочери, что вы чувствуете, когда видите ее без настроения и слышите ее печальный голос, что вы очень волнуетесь за нее, ее состояние, что вам хотелось бы помочь, так как у каждого из нас бывают трудные моменты, а близкие люди для того и есть, чтобы помогать в этих трудных моментах.

Вам необходимо заранее потренироваться на  умение говорить важные слова на выдохе. Важные слова в разговоре вы определите сами.  Важные слова можно также акцентировать интонационно, как бы повышая или понижая голос во время их произношения.

Когда вы почувствовали, что вы подстроились, что ваша дочь не уходит от разговора, а хотя бы продолжает слушать вас и не выгоняет из комнаты, то начинайте потихоньку вести диалог в нужное для вас русло, мягким образом задавая интересующие вас вопросы по поводу причин ее настроения и состояния. Возможно, она сама вам все расскажет.

Прежде чем все это делать я вам рекомендую потренироваться, так как данные навыки должны быть хоть немного автоматизированы, чтобы все ваше внимание не ушло на контроль за тем что вы делаете. Ведь вам нужно еще отслеживать и ее реакции.  Также вы можете более подробно узнать о данных технология в книгах Нейро-лингвистического программирования . это «Трансформация» , «Из лягушек в принцы» Гриндера и Бендлера.

Ирина Понамарева