WEBcommunity

Чем славен праздник Крещения?

Рождество и Крещение (начало святок и их конец) соответствуют двум важным датам евангельских событий – рождению Иисуса Христа и крещению его в реке Иордан (Богоявление).

Считается, что в таинстве крещения человек рождается свыше и становится отныне членом Церкви

Праздник Крещения завершает Рождественские святки, которые длятся с 7 по 19 января.

Рождество и Крещение (начало святок и их конец) соответствуют двум важным датам евангельских событий – рождению Иисуса Христа и крещению его в реке Иордан (Богоявление). Прежде чем началась «публичная» жизнь Христа и его служение спасению мира как Мессии, он должен был, по замыслу Верховного Бога Отца, быть окрещён в священных водах Иордана.

Для совершения торжественного и судьбоносного обряда Крещения и приготовлению людей к принятию Христа на Землю Богом Отцом был послан пророк Иоанн Предтеча (предшественник), для возвещения о скором явлении в мир Спасителя, перед встречей с которым необходимо было чистосердечно и искренне покаяться в грехах и начать своё исправление добрыми делами.

Покаяние и крещение были в то время новыми обрядами, и роль Иисуса и Иоанна Предтечи состояла в том, чтобы на собственном примере показать, как это должно происходить. Иисусу на тот момент уже исполнилось тридцать лет – возраст, когда по Закону Моисееву мужчинам уже разрешалось выступать в синагоге.

И, хотя Иоанн знал о том, что должен крестить Иисуса, он не смел начать обряд, считая себя недостойным Его. «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» – в смущении говорил Иоанн Иисусу Христу. Но Христос настоял на исполнении Иоанном этого таинства не только для того, чтобы исполнить Закон Отца Своего и освятить водное естество, но и подать людям пример крещения, и «водами погребсти человеческий грех».

После праздничной литургии совершаются крестные ходы на реки и водоемы…

Иоанн совершил крещение Иисуса и, когда тот выходил из воды, Небеса разверзлись над Ним и раздался голос Бога-Отца: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Тут же на Иисуса опустился с Небес Дух Божий в виде голубя, что окончательно убедило Иоанна в том, что перед ним настоящий Сын Божий – ожидаемый Мессия, Спаситель мира.

Для Святой православной церкви крещение Иисуса Христа является одним из великих праздников, который празднуется 19 января (6 января по старому стилю). Он также называется праздником Богоявления, так как при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог-Сын в лице Христа, Бог-Отец, свидетельствующий о Нем голосом с Небес, и Бог-Дух Святой, сошедший на Христа в виде голубя.

Накануне праздника был установлен пост, и день этот назван сочельником. В канун сочельника к столу подаются лишь постные кушанья и готовится «голодная», или же «бедная» кутья, т.е. тоже постная. В сочельник совершается обряд освящения воды в храме, которая приобретает чудодейственные свойства и силу – становится святой и особо целебной. Крещенской водой и лечат, и освящают жильё, она помогает отвести любые беды. Принеся после ночной церковной службы освящённую воду, верующие люди стараются окропить ею каждый уголок внутри своего дома, чтобы там воцарились порядок и покой.

После праздничной литургии совершались, и сейчас совершаются, крестные ходы на реки и водоемы, уже освящённые самим Духом Святым. Сейчас, с возрождением и православной церкви, и традиций православия, с каждым годом растёт число поклонников крещенских омовений в реках и озёрах.

Так, например, в прошлом году в Москве перед праздником Крещения СМИ публиковали информацию, где, в каких местах можно было искупаться в проруби на Крещение. Проруби были сделаны на 19 станциях: «Бездонное», «Строгино», «Серебряный Бор», «Карамышево», «Татарово», «Кировская»,«Мещерская», «Кунцево», «Рублево», и других. А в районе Щукино в само Крещенье – 19 января – прорубь была оформлена в виде креста и украшена еловыми ветками.

С возрождением традиций православия растёт число поклонников Крещенских омовений.

Вода – это символ очищения, символ жизни, а крещение – одно из первых семи христианских таинств, которое признаётся всеми христианскими вероисповеданиями.

Слово «крещение» произошло от греческого слова «погружение», которое впервые встречается в Священном писании в связи с именем Иоанна Крестителя. Иудеи, приходившие к нему, смывали с себя («топили») грязь греха, погружаясь в воды реки Иордан, дабы предстать перед Мессией чистыми и обновлёнными.

И потому считается, что в таинстве крещения человек рождается свыше и становится отныне членом Церкви. Сегодня этот обряд заключается в троекратном погружении человека в воду, но если по каким-либо причинам погружение нельзя осуществить, то крещаемого просто обливают водой; священник же при этом читает установленные молитвы.

В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорожденных младенцев. Но в древности крестили в основном только тех, кто сознательно шёл на это. Крещение же маленьких детей не считалось правильным и вызывало споры. Одни считали, что дети безгрешны, и в случае их смерти и без крещения попадут в рай, другие считали необходимым крещение детей, основываясь на словах Христа: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Крещение ребёнка совершается в православной церкви троекратным погружением с головой в купель.

Были и такие хитрецы, которые всячески оттягивали своё крещение, рассчитывая подольше пожить в наслаждениях и грехах, а потом, очистившись крещением от всей нажитой скверны, умереть безгрешными. И потому, дабы не было возможности у лукавых людей обманывать Церковь, ей пришлось бороться с этим обычаем, требуя крещения новорожденных младенцев.

В крещении младенцев в православной церкви принимают участие родители и восприемники – крёстный отец и крёстная мать. В дальнейшем они сообща несут ответственность за христианское воспитание детей и ручаются за веру крещаемого. Крещение ребёнка совершается в православной церкви троекратным погружением с головой в купель – во имя Отца, Сына и Святого Духа.

После крещения крёстные отец и мать и собственно родители ребёнка называются между собой кумовьями. На крещёного малыша надевают крест и белую рубашку (в древности надевался ещё и венок на голову). Символически нательный крестик означает, что окрещённый обязуется всегда помнить о Кресте – символе спасения и крёстном подвиге Христа, а также терпеливо и с радостью нести заповеди Спасителя и собственный долг христианина всю свою жизнь.

Белая одежда – символ того, что крещаемый очистился от грехов и будет вести чистую жизнь. К тому же белый цвет означает радость от обручения со Христом. В Святом писании говорится, что душа каждого человека призвана стать невестой Бога. Хождение вокруг купели символизирует вечность, а пострижение волос – предание новокрещённого воле Божией.

Сразу же после купели младенца берет на руки крестный или крёстная. Младенца мужского пола должен брать на руки мужчина, а женского – женщина. Далее ребёнка воцерковляют – мальчиков вносят в алтарь, а девочек подносят к Царским вратам храма. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой…» – этим высказыванием Иисус Христос напоминает крещёным людям, что необходимо преодолевать такие греховные качества, как эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх, и приближаться к той любви, которой любил человека Сам Бог и Сын Божий.

Вот и я, дорогие читатели, желаю вам в преддверии этого славного праздника чистоты и преображения вашей жизни, духовного просвещения и светлой радости!

Марина Дудина-Гришко