Все мы живем в мире людей. Ежедневно у каждого из нас сотни контактов. По закону «моментальной фотографии» человек оценивает другого за 30 секунд. Вот так – взглянул и все ясно! И вы так же оцениваете. Чисто механически. Что же таит в себе первое впечатление? Мы почти безошибочно устанавливаем пол, возраст, социальную принадлежность, расу. Присмотревшись, можем понять по внешнему виду то эмоциональное состояние, в котором находится человек. Уверенного в себе «выдает» осанка, прямой позвоночник, крепкий шаг и открытый взгляд. Загнанного жизнью в угол – опущенная голова, вялая походка и невеселое выражение лица. Заговори с таким – услышишь тусклый, тихий голос. Каждый из вас может продолжить этот список.
Так как же произвести положительное первое впечатление? У вас не будет второй возможности произвести первое впечатление. Об этом нужно помнить всегда. Находитесь ли вы дома, выходите ли на улицу, работаете в офисе – в любой момент своей жизни, когда вы среди людей, вас оценивают. Доброжелательный открытый взгляд, уместная улыбка, уверенная походка, одежда «по случаю» и вас уже оценивают адекватно. Если вы работаете в офисе, бизнес-этикет диктует свои правила. Вы — лицо фирмы, ее визитная карточка.
Общение идет по трем каналам восприятия – вербальному, звуковому и визуальному. Что вы говорите, как вы говорите и как вы при этом выглядите. Если вы прекрасно выучили приветствие и презентацию, приятно улыбаетесь и располагаете собеседника к продолжению контакта, а сами лихорадочно посматриваете на часы, боясь куда-то опоздать, неконгруэнтность ситуации тут же передастся вашему визави. Чисто интуитивно человеку будет некомфортно. Казалось бы – чего проще – встретились, поприветствовали друг друга, поговорили о том, о сем и разбежались. Что за наука? Так о чем договорились-то? Просто время друг у друга отняли. Первое впечатление нужно создать такое, чтобы с вами опять захотели встретиться, чтобы увидели в вас профессионала, чтобы ваш контракт был успешно подписан. А это уже целое искусство!
Послушайте свой голос, записанный на магнитофон. Нравится тембр, мелодичность и ритмика? Нет? Все развивается. Начинайте по утрам петь гаммы. Или любимые песни. И настроение себе поднимите, зададите ритм новому дню, и бронхи прочистите, голос станет ярче, зазвучит по-новому. Есть еще отличное упражнение «Тарзан», я его практически каждый день делаю. Ведь голос – мой инструмент. По утрам, после утренних гигиенических процедур вы ненадолго превращаетесь в Тарзана, начинаете кулачком бить себя в грудь и при этом кричать ААААА. Весело. Помогает избавиться от ночных пробок в бронхах и легких. Делает голос уверенным и солидным за счет уменьшения визгливых нот.
Еще одно составляющее первого впечатление – ваша открытость к общению. Ясный прямой взгляд. Располагающая улыбка. Не хитрая, не высокомерная, не насмешка, не ухмылка, а именно доброжелательная улыбка. Очень легко репетируется перед зеркалом. А если вы научитесь еще улыбаться голосом, то даже по телефону с вами будет очень приятно общаться. Мягкая улыбка может любой конфликт свести на нет и быстро успокоить собеседников.
Выражение лица может выдать вашу некомпетентность и неуверенность, вашу рассеянность или несобранность, ваше стрессовое состояние. Потому при контакте с клиентами существует три задачи – держать лицо, не потерять лицо и сохранить лицо. Так все просто! Следите за своей мимикой. Язык жестов может иногда очень красноречиво рассказать о вас. Не произнеся ни слова, вас прочитали как открытую книгу.
Если в первые минуты знакомства, при создании первого впечатления, вам удалось сделать комплимент собеседнику, поставьте себе пять. Вы сумели расположить к себе человека. Щедрее делайте такие устные подарки. Чем больше отдадите – тем больше вернется. Пусть ваш внешний вид всегда посылает в жизнь только сигналы благополучия и гармонии. Все у вас обязательно получится!
Жанна Пятирикова