WEBcommunity

В России не все так уж и страшно

От Киева до Петербурга по трассе — 1250 км. «Если выехать из Киева совсем ранним утром, то к вечеру будем в Питере», — так решили мы в очередной раз и двинулись в путь. В семь утра были на границе в пункте пропуска Нови Ярыловичи, проехав за 2 часа 200 км.

От Киева до Петербурга по трассе — 1250 км. «Если выехать из Киева совсем ранним утром, то к вечеру будем в Питере», — так решили мы в очередной раз и двинулись в путь. В семь утра были на границе в пункте пропуска Нови Ярыловичи, проехав за 2 часа 200 км. — трасса пустая, воскресенье. В местах постоянного кормления ГАИ (Кипти, Окружная г. Чернигов) немного сбрасывали скорость. И все же несмотря на ранний час видели оформление ДТП со смертельным исходом в районе с. Семиполки — фура и лежащий в пяти метрах от нее человек. Жуткое начало пути и лучшая профилактика внимательности.

Граница была не на замке, очередей не было. Оформили российскую и белорусскую страховки. Белоруссия входит в зону действия «Зеленой карты», которая стоит примерно 180 грн. Российская — еще столько же. Въехали в зону паспортного контроля и прапорщик, подмигнув, сообщил, что у него еще меньше можно было заплатить. « А насколько меньше», — поинтересовались мы. «Ну, гривен на 20». Не стали мы переживать и тем более переоформлять.

В Белоруссии на пункте пропуска Новая Гута никто не подошел. Я вышел из машины и стал искать окошко или какого-нибудь человека. Увидел, что из будки кто-то машет, подошел ближе. Там сидел человек в форме и что-то мне кричал, а я не слышал. Потом человек понял, что кричит он из-за закрытого пластикового окна, и открыл его. Слышно стало лучше.

Он дал два листочка и сказал, чтобы заполнили. Заполнили. Это были миграционные карты. Человек шлепнул красные штемпеля на них и послал оформлять платеж за проезд по дорогам Белоруссии. Заплатили 200 рублей РФ. Можно также 50 грн. или 5 долларов. Путь открыт. Вся процедура прохождения двух кордонов заняла час. Так ведь очереди не было!

Дороги в Белоруссии очень похожи на провинциальные дороги в Европе — узкие и ухоженные. Правда, в болотистых местах, на подъездах к Могилеву, меня дважды так тряхнуло на скорости 140 на просевшем асфальте, что я думал, что потеряю колеса. Так что внимание не должно снижаться! Хотя хорошая дорога убаюкивает его.

Ремонты дорог, как мы заметили, проводятся четко и быстро. Отметить нужно также наличие везде отчетливой обочины и велосипедной дорожки, которая позволяет тем автомобилям, кто уступает дорогу обгоняющим, уйти правым колесом на полкорпуса вправо. Не забывайте поблагодарить того, кто уступил — и в ответ получите лучезарную улыбку лампами дальнего света.

Бензин очень неплохой! Заправляться в Белоруссии можно за евро, доллары, рубли РФ и, естественно, за белорусские деньги. Бензин дешевле, чем у нас, на гривну.

Я не мог разобраться с оборудованием одной из заправок, потому что у нас таких уже нет. Нужно было надавить из всей силы на какой-то рычаг и отпустить — тогда бензин польется. При этом вся колонка дрожит и вибрирует и стоять возле нее как-то неуютно. Но это — одна, возле Витебска. А так по трассе в основном новое оборудование на заправках, но сразу должен сказать, что АЗС мало: всего 3 или 4 на всем отрезке Е-95 — от Новой Гуты до Псковской области.

Вдоль дороги стоят щиты, призывающие вкладывать деньги в развитие дороги. На них по-русски так и написано: «Это может быть участок для сооружения Вашего объекта сервиса». Мы припарковались возле одного такого кафе, где попросили кофе — за российские рубли. Продавец согласилась. Поскольку у нее не было сдачи со 100 рублей (20 грн.), она дала нам еще мороженое и «Твикс». Общались на русском. Вообще русскоязычного населения много, хотя дорожные указатели выполнены на белорусском языке «Доуск» — Довск, «Лахи» — Лохи, «Вицебск» — Витебск и т.п.

Вдоль дорог практически нет торговли; только в Витебской области продавали землянику и старую картошку. Гоняют? Или другой работы хватает — мы не знаем.

Пересекли Днепр — узкую полоску, совсем не похожую на ту реку, которая разделяет Киев. На полпути — сразу за Оршей, свернули влево и разложились на обед на берегу Оршицы, маленькой быстрой речки с обжигающе холодной водой. Это в разгар лета! Сонливость как рукой сняло, и мы двинули дальше.

Близость России почему-то пугала. Много разговоров было про Россию, про отношение к украинцам и поэтому старались быстрее доехать, подозревая, что там будут проблемы. Ведь в Белоруссии мы не встретили ни одного ГАИшника!

Все! Белоруссия закончилась, и мы въехали в Лобок. Россия встретила нас гостеприимно: вежливые таможенники показали, как заполнить таможенную декларацию на ввоз транспортного средства и куда заплатить 150 рублей, проверили российскую страховку и, быстренько осмотрев наш багаж, помахали рукой. Но час все же ушел на очереди и заполнение декларации без помарок — это очень важно.

В следующей деревне с не менее характерным названием — Сучиха, мы попили кофе — за 100 рэ чашка и улыбнулись, вспомнив кафе в Белоруссии. Еще через час что-то произошло с дорогой: нас стало сильно кидать, разметка исчезла, обогнать впереди идущие фуры нельзя было, потому что очень узкая дорога. Из под их колес летело прямо в наше лобовое стекло все, что угодно. К нашему ужасу у одной машины на железнодорожном переезде из-за тряски открылся задний борт.


Открывшаяся задняя дверь кузова чуть было не хлопнула по нашему капоту.

Слава Богу, она была пустая, но борт болтался у нас перед глазами и стучал, а машина ехала дальше. В Опочке прямо на дорогу был высыпан щебень. Он был очень мелкий, как подсолнечные семечки и ехать можно было только со скоростью 40 км в час. И то по самому краю дороги — на километры! То и дело правое колесо сползало по глине в кювет и мы были просто в отчаянии!

Ближе к Пскову стало лучше ехать, но насели ГАИшники. Их было столько, что казалось, что все они получили приказ останавливать именно нашу машину: по крайне мере не меньше 6 раз на отрезке 100 км нас остановили и показали радар. Все они были на ВАЗ21099 и прятались в ивняке, закрывающем обочину.

Поскольку все встречные машины ехали с включенным ближним светом и их телепало на кочках, так что свет прыгал, то разобрать, предупреждают они нас о ГАИ или их просто телепает, было нельзя. Как результат, наш бюджет пострадал. Немножко расстроенные, мы свернули к речке и остановились. Это была река Великая, протекающая через Псков и несколько раз пересекающая дорогу из Киева в Питер.

Она запомнится мне надолго: такой чистой воды я нигде не видел! А течение? Оно уносило за секунду от места, где зашел в воду, и становилось жутковато. Я со всех сил греб руками и ногами — и оставался на месте! Все было как на каком-то тренажере! Здорово!


На берегу реки Великой в Псковской обл.: русская баня, дверь без замка, с дровами и вениками. Заходи, протопи и парься.

Уже было 6 вечера, когда мы проехали Псков. Я не буду рассказывать про древний город, потому что цель этой заметки рассказать о дороге и условиях проезда по ней. Ведь по пути в Питер также Пушкинские горы — почти в 800 км от Киева, связанные с творчеством А.С. Пушкина, где похоронен его дед Ганнибал, и имение Римского-Корсакова, и летний дом Владимира Набокова, и усадьба Репина.

Но когда у тебя цель — Петербург — стремишься только туда, потому что ехать очень трудно! И опасно.

Продолжение следует…

Александр Абаринов «ХайВей»
Фото: Александр Абаринов-мл.