Папа и прадед

К концу I века н. э. христианство распространилось по всему Средиземноморью, и общины начали избирать епископов. В III веке те из них, кто находился в центрах римских провинций, получили власть над соседними епископами и стали называться митрополитами. Наибольшим уважением пользовались епископы мегаполисов Востока — Антиохии и Александрии. Но когда христианство в Римской империи было легализовано, столичный епископ стал претендовать на верховенство в церкви, ссылаясь на главенство Рима в империи и на то, что первым римским епископом был сам святой Петр.

Однако вскоре столица была перенесена в Константинополь, и на старшинство стал претендовать тамошний патриарх. Лишь счастливое стечение обстоятельств помогло Риму одолеть конкурентов. В конце V века Италия была захвачена готами, державшимися арианства — осужденного церковью как ересь. Остготский король Теодорих старался католиков не притеснять. При этом, будучи еретиком, он не мог вмешиваться в догматические споры, как это нередко делали императоры Константинопольские, и у римских епископов появилась невиданная свобода действий.

В начале VI века в борьбе за римскую кафедру схлестнулись два претендента — Симмах и Лаврентий. Симмах был избран римским епископом, затем смещен со своего поста, поскольку сторонники Лаврентия обвинили его во множестве грехов, и лишь после продолжительной борьбы вернул себе власть. Большой вклад в победу Симмаха внес Магн Феликс Эннодий, талантливый писатель из галло-римской знати, утверждавший, что наследник святого Петра неподсуден суду людскому и дает отчет одному только Богу.

Именно он около 510 года начал регулярно называть в своих письмах Симмаха «папой» — от греческого слова «отец». Пользуясь плодами своей победы, новоявленный папа лишил мирян (которые по большей части и встали на сторону Лаврентия) права избирать римского епископа — отныне этим правом могли пользоваться лишь лица духовные. А сам папа вновь стал претендовать на главную роль в христианском мире.

Ислама в начале VI века еще не существовало. Однако именно в 510 году, по преданию, умер человек, чье потомство и по сей день почитается в исламском мире — Хашим ибн Абд-аль-Манаф (впрочем, ранняя аравийская хронология весьма условна, существует и версия, по которой он умер в 497 году). Хашим относился к племени курейшитов, которое контролировало Мекку и получало большие доходы с паломничества к древнему святилищу Кааба.

Рассказывают, что он придумал крошить хлеб в бульон для паломников, за что его и прозвали Хашим (Крошитель), а также добился выгодных условий для торговли в Византии и Эфиопии, чем принес племени курейшитов процветание. Возможно, все это преувеличено.

Как бы то ни было, Хашим дал начало роду Хашимитов (Бану Хашим), к которому относился и его правнук — пророк Мухаммед! Когда в 750 году в Арабском халифате разгорелась борьба за власть, победили Аббасиды, которые происходили отХашима и доказывали, что именно потомки прадеда Мухаммеда должны править в мусульманском мире. Их противники Омейяды, происходившие от гораздо более дальнего предка Мухаммеда, были посрамлены. В Мекке Хашимиты правили вплоть до 1924 года, а в наше время правят в Иордании (ее официальное название — Иорданское Хашимитское Королевство).



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.