В условиях блокады

В начале XIX века Соединенные Штаты Америки еще не претендовали на положение великой державы, но росли и развивались очень динамично. О том свидетельствуют переписи населения, которые проводились в США каждые 10 лет. (И проводятся до сих пор: ближайшая состоится в 2010 году.) Главной целью переписи было, конечно, налогообложение. В 1790 году собираемая информация ограничивалась всего шестью пунктами. Переписчиков интересовало имя главы семьи и число домочадцев, которых подразделяли по полу, возрасту, цвету кожи и свободному/рабскому положению. В1800 году деление на группы стало более дробным. А в феврале 1810-го началось обсуждение параметров третьей переписи. Нужно было срочно выяснить, насколько США способны сами обеспечить себя всеми необходимыми товарами, поскольку в 1806 году Великобритания и наполеоновская Франция объявили друг другу блокаду, что привело к тяжелым последствиям для международной торговли.

Поэтому было решено на сей раз, кроме населения, пересчитать еще и всю промышленную, ремесленную и сельскохозяйственную продукцию, какая только выпускается в Америке. Перепись, как всегда, началась в первый понедельник августа. По сравнению с 1800 годом население страны увеличилось на 36% (правда, ее территория за этот период удвоилась за счет Луизианы, купленной у французов в 1803 году). На 7,2 миллиона общего населения пришлось 1,3 миллиона чернокожих, из которых всего 180 000 были свободными, а все остальные — рабами. А вот получить ясное представление об американской промышленной мощи не удалось, переписчикам просто не хватило опыта —данные оказались неполными и не сопоставимыми.

Россию, которая бесспорно была великой державой, вопросы налогообложения и международной ситуация волновали не меньше. Финансовое положение империи было очень тяжелым — и виноват был все тот же Наполеон. Казна была опустошена расходами на войну, а из-за континентальной блокады, навязанной России по условиям Тильзитского мира (1807 год), резко сократились доходы от торговли с Англией.

В 1810 году российская казна должна была получить 127 миллионов рублей ассигнациями, а потратить 193 миллиона. Новую финансовую реформу разработал доверенный в то время советник Александра I Михаил Сперанский. 2 (14) февраля 1810 года началась серия финансовых реформ, которая продлилась до февраля 1812-го.

Раньше бюджетный дефицит часто покрывался выпуском ассигнаций, отчего их курс неуклонно падал. Теперь же эмиссия ассигнаций была остановлена. Вместо этого реформатор резко сократил расходы бюджета, а также повысил и прямые, и косвенные налоги — некоторые вдвое, а другие и еще больше.

Подушная подать выросла втрое, а цена пуда соли, торговля которой составляла государственную монополию, — в два с половиной раза. Кроме того, появился новый налог — «подоходный прогрессивный» (от 1% до 10%), которым были обложены доходы помещиков с их имений. Неудивительно, что Сперанского после этих реформ возненавидели почти все.

Но главная цель была достигнута — за два года доходы бюджета возросли более чем в два раза, что, возможно, и помогло одолеть Наполеона в 1812-м. Сперанский писал Александру I: «Смело могу еще раз утверждать, что, переменив систему финансов, Ваше Величество спасли государство от банкротства».



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.