Черные начинают и…

100 лет назад никто не назвал бы Соединенные Штаты Америки таким царством политкорректности, как сейчас. Хотя теоретически после Гражданской войны 1861-1865 годов чернокожие получили не только свободу, но и абсолютно равные с белыми права, на деле все обстояло иначе. Чтобы помешать неграм голосовать на выборах, их заставляли пройти тест на грамотность, от которого европейцев автоматически освобождали. Первые и вторые «по умолчанию» почти никогда не учились в одних школах, не ездили в одних поездах и так далее. Да и за свой труд чернокожие получали куда меньше.

Зато поскольку цветным можно было платить гроши, многие крупные предприятия стали активно принимать на работу именно их, возмущая тем самым высокооплачиваемых белых. Особенно быстро нашлись места для черных на железной дороге, которая бурно развивалась тогда в Америке.

Белые профсоюзы немедленно подняли шум. Самые радикальные лидеры вообще требовали очистить железнодорожную систему от потомков рабов, но на этом историческом этапе уже возобладал более хитрый подход. Было решено заставить боссов… платить всем работникам одинаково, независимо от цвета кожи.

Это предложение было отвергнуто, но после множества забастовок и переговоров удалось достигнуть компромисса. 1 января 1910 года Ассоциация железнодорожных компаний Юга США обязалась выплачивать всем кочегарам и слесарям одинаковое жалованье, а на другие рабочие места прием чернокожих ограничить тем процентом работников, какой набрался на момент подписания. Так стачечное движение белых одержало верх «на расистских рельсах».

Зато за чернокожих невольно «отомстили» их братья в далекой Африке. Европейские державы продолжали делить Черный континент между собой, стремясь опередить друг друга. И вот в октябре 1908 года перед французскими войсками правительство поставило задачу «умиротворить» Вадаи, область на юго-востоке Чада. Правитель этой области, султан Асил, уже принял покровительство Парижа, но многие его подданные отвергли соглашение с «белыми христианскими дьяволами» и нашли себе предводителя — Мухаммеда Салиха, известного как Дудмурра (Грозный Лев).

Против Дудмурры выступил капитан Жан Жозеф Фигеншу, эльзасец по происхождению. Его семья уже давно верой и правдой служила Франции и после Франко-прусской войны 1871 года предпочла покинуть родной Страсбург, только бы не оставаться в Германии и не служить ей. Подобно дяде, отличившемуся при осаде Севастополя в 1855-м, Жан Жозеф с детства знал, что будет офицером. И вот теперь он шел в пустыню во главе отряда из 200 соотечественников и 300 воинов Асила.

Поначалу удача им сопутствовала. Правда, в одном из первых боев Фигеншу серьезно ранили в шею, но он не только выжил, а решительно разбил Дудмурру и захватил его столицу Абеше. Казалось, вся страна наконец покорилась и умиротворилась. Но неутомимый Грозный Лев успел бежать к своему союзнику, султану Тадж ад-Дину из области Дар-Массалит на границе с Дарфуром. Фигеншу, оправившись от раны, двинулся туда и 4 января 1910 года попал в засаду. Его отряд был почти полностью истреблен — лишь восьми европейцам и трем союзникам-африканцам удалось спастись.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.