Что же делать, не водить ребенка в магазины? Есть и такие примеры в практике. Одна мама, опасаясь, капризов ребенка, не водила его в магазины до трех лет. И что же сделал ребенок при первом посещении магазина — он закатил большую истерику. А потому ребенка брать с собой в магазины надо, и чем раньше вы начнете это делать, тем лучше.
Другая также весьма распространенная ситуация. Малыш получил вожделенную игрушку, поиграл с ней немного и забыл про нее. Есть родители, которые покупают все, что ни пожелает ребенок. Приходит такая мама на консультацию и жалуется на то, что ребенку игрушки не интересны. У мальчика очень много игрушек и ему нужны все время новые, а когда он их получает, играет ими не больше пяти минут.
Так стоит ли накапливать горы игрушек, и какими они должны быть? Коротко говоря, они должны учитывать возраст ребенка и быть разнообразными, что предполагает знакомство ребенка со всеми сферами жизни. Часто встречаются ситуации, когда у мальчика множество машинок или динозавриков, а у девочки в основном куклы. Конечно, это обедняет развитие ребенка. Здесь я хочу отметить, что игрушки, традиционно считающиеся мальчишескими или девчоночьими в дошкольном возрасте нужны и тем, и другим.
А теперь о том, что делать, когда ребенок просит (требует) новую игрушку. Как известно, в норме у ребенка должна быть хорошо развита фантазия. Вот и пофантазируйте вместе с ним. Когда ребенок говорит, что хочет ЭТУ игрушку, спросите его, что он будет с ней делать. Стандартный ответ — играть. Далее обсудите с ним следующие вопросы: А где ты будешь играть — дома или на улице? С кем будешь играть — один или с братом (сестрой, мамой и т.д.)? А как ты будешь играть?
Дети постарше с развитой функцией ролевой игры начнут взахлеб рассказывать вам как это будет. Тем же родителям, у которых маленькие дети придется подключить свою фантазию, поскольку, чем младше ребенок, тем менее он способен выражать свои мысли. То же касается и детей с отклонениями в развитии.
Идем дальше. Чего же мы добиваемся фантазированием? В первую очередь того, чтобы ребенок «наигрался» с желаемой игрушкой. Вы спросите, как такое возможно, ведь придумывать «сказки» об игрушке — это совсем не то же, что подержать ее в руках. Все дело в том, что у детей (и чем они младше, тем больше) граница между фантазиями и реальностью не четкая. Не даром у дошкольников игра является ведущим видом деятельности, через которую познается реальность. Отмечу также, что всех игрушек вы ребенку фантазированием не замените, речь идет о тех ситуациях, когда это целесообразно (пример — однотипные игрушки).
Так вот. Фантазируем с ребенком до тех пор, пока его фантазия насчет игрушки не иссякнет (обычно достаточно получаса — пока вы ходите по другим отделам). Вы можете предложить и свои варианты, как можно поиграть с этой игрушкой. Во всяком случае, если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к данной теме, значит, цель достигнута — ребенок наигрался. Если же, к примеру, целую неделю ребенок все время возвращается к этой теме, вы можете сделать вывод о том, что игрушка ему, действительно, нужна и не будет лежать мертвым грузом.
А пока вы фантазировали вместе с ребенком, попутно вы занимались развитием воображения, творчества, связной речи, а если еще и задавали вопросы: «почему?», «как это получилось?» и тому подобные — то и логики ребенка. А еще вы обратили на него внимание и поговорили с ним о важном именно для него, а значит, провели работу по улучшению взаимопонимания.
Алла Лаврентьева