WEBcommunity

Семья XXI века

Семья — это система, и как любая система она базируется на определенном мировосприятии. На протяжении последнего тысячелетия российская семья основывалась на христианских ценностях.

Семья — это система, и как любая система она базируется на определенном мировосприятии. На протяжении последнего тысячелетия российская семья основывалась на христианских ценностях. Начиная с конца XIX века, и на протяжении всего XX века христианское мировоззрение теряло свое влияние на сознание общества не только в России, но и во всем христианском мире.

На мой взгляд, это является одной из основных причин того положения, в котором оказался институт брака в западном мире, к которому относится и Россия. По данным бюро статистики Евросоюза 50 лет назад на 1000 браков приходилось 5 разводов, т. е. 0,5%, к 2002 году эта цифра достигла 60 %, а в России 80%, распадаются не только молодые семьи, но и те, которые просуществовали более 20 лет.

Статистика вещь неумолимая, с ней трудно спорить, можно только делать выводы и вывод похоже один — институт брака, существовавший тысячелетия, рухнул, необходимо создание нового мировоззрения, которое станет основой для нового типа семьи. Такое мировоззрение на сегодняшний день уже существует, его название — «глубинная психология», его две основные ветви — психоанализ и аналитическая психология уже внедрились в сознание прогрессивной части человечества.

Вкратце попытаюсь показать, что означает такое мировоззрение. Человек всегда создавал определенное мировоззрение (систему координат), это было необходимо ему, чтобы как-то ориентироваться в окружающем мире и справляться со своей тревогой. Одним из первых дошедших до нас представлений называется «анемизмом», человек одушевлял окружающий мир (животных, растения, камни и т.д.), наделял их сверхъестественными способностями, занимал по отношению к ним зависимую позицию и, как следствие, все, что происходило с ним, объяснял как действие со стороны своего божества.

В след за анимизмом пришел политеизм и Греко-Римский Пантеон является наглядным его примером. Многое изменилось, но главное осталось прежним — человек передавал ответственность за свою жизнь множеству богов, населявших Олимп.

Следующий этап развития называется «монотеизм» (иудаизм, христианство, ислам). Исчез сомн богов и на их место пришел один бог. На месте античных храмов появились синагоги, христианские церкви, мечети, но суть не изменилась, человек с завидным постоянством опять занял зависимую пассивную позицию в отношении своих созданий.

Эти этапы развития можно назвать «детством» человечества. Следы этих периодов развития в более или менее выраженном виде мы можем наблюдать и сегодня. Результатом века Просвещения явилось то, что те великие мифы, которые лежали в основании этих мировоззрений не могут удовлетворять потребности современного человека и высказывание Ф. Ницше «Бог умер» подчеркивает этот факт.

В то же самое время, большая часть человечества, включая наших сограждан, еще находится на предыдущих этапах развития и страдает от неадекватности своего существования, результатами которых и являются различные проблемы их жизни. Эти проблемы на поверхности кажущиеся столь различными, такие как проблемы брака, проблемы отношений, различные физиологические заболевания, имеющие психосоматическую природу, психические заболевания и т.д., в основе своей объединены именно незрелостью индивида и ничем более.

Для того чтобы понять любой симптом, и не важно психическое это заболевание, психосоматическое, проблемы в семье, работе, отношениях и т.д. нам необходимо понимание, как и почему эти симптомы возникли и что они выражают. Теория и практика глубинной психологии говорит о том, что любой симптом базируется на внутренних конфликтах личности. И именно разрешение этих конфликтов приводит к выздоровлению, освобождению от симптомов.

Конфликты могут быть разрешены единственным способом — через осознание сил, задействованных в этом конфликте. Здесь необходимо ввести новое понятие, думаю, знакомое читателю — это понятие «подсознание» или «бессознательное». Это та часть психики (души) человека, которая полностью им не осознается, в ней накоплен громадный объем информации, накопленный всем человечеством за всю историю.

Под словом «информация» я подразумеваю весь опыт, все мировоззрения, мифы и т.д., кроме того, в бессознательном находится наш индивидуальный опыт, накопившийся у нас с момента внутриутробного существования, но мы вытеснили, забыли об этом. Это достаточно динамичная и эмоционально заряженная структура, это огромная вселенная в человеке.

Нас в большей степени интересует та информация, которая имеет отношение к индивидуальному опыту (так называемое «индивидуальное бессознательное»). Сюда входят ранние переживания ребенка, отсеченные от сознания человека (так называемая «амнезия 5-тилетнего возраста»), плюс к этому важнейшие переживания, которые были у человека после этого периода жизни, но были забыты, «вытеснены» из сознания в силу их травматичности.

Кроме того, нас интересуют культуральные, родовые, национальные, мифологические, религиозные аспекты личности, которые не присутствуют в сознании. Все эти бессознательные установки могут в определенных ситуациях входить в конфронтацию друг с другом, а также, с определенными сознательными установками. И, как следствие, на поверхности мы можем наблюдать определенный симптом.

Выше говорилось, что именно осознание является средством освобождения от симптомов, сам термин «осознание» подразумевает увеличение сознательной части психики за счет бессознательной ее части. По сути, это природный процесс, который мы наблюдаем как в филогенезе, так и в онтогенезе.

Как ребенок, по мере взросления движется от полной бессознательности первых дней жизни к максимально возможной осознанности взрослого человека, так и человечество движется от бессознательности своего животного существования в период возникновения, к максимальной осознанности своего невидимого будущего. По сути, психоанализ, аналитическая психология (глубинная психология) является тем средством, которое, с одной стороны, помогает человеку освободиться от различных проблем и симптомов, а, с другой стороны, является средством ускоренного развития, то есть взросления.

С точки зрения наших потомков, мы будем выглядеть достаточно инфантильными людьми (в общей массе), так же как с точки зрения современного человека наши предки могут казаться достаточно инфантильными. Мы можем заявить, что инфантильность связана со способностью человека к осознанию, в первую очередь самого себя, то есть осознание истинных мотивов эмоций, мышления, поведения, и, как следствие, лучшего осознания окружающего мира.

На самом деле, глубинная психология не говорит ничего нового, просто повторяет за древними философами изречение «Познай себя — познаешь мир», но в тоже время дает методики и техники, позволяющие двигаться по пути ускоренного развития личности.

У Ф. Ницше есть может быть самое короткое определение брака «Брак — это разговор, длительный диалог», с этим определением я абсолютно согласен и думаю, что именно диалог между двумя взрослыми людьми может стать основой для семьи настоящего и будущего. Этот диалог должен быть не о каких-то абстрактных представлениях, и не какими-то интеллектуальными спекуляциями, и не о бытовых проблемах каждодневности, а о тех чувствах, которые присутствуют в душах партнеров.

При всей внешней кажущейся простоте такого диалога это достаточно трудная задача для современного человека, оторванного от самого себя и ориентированного только на свои желания, либо на желания своего окружения.

Глубинная психология призвана для того, чтобы повернуть человека к самому себе.

Арарат Оганесович Тамасян