На улице, в транспорте, спортклубах можно увидеть массу людей, преимущественно молодых, с выражением на лице «ушел в себя» и «затычками» в ушах. Они стали главным объектом исследования американских врачей. Результаты не утешают: у таких меломанов все к шумным дискотекам. Киевский отоларинголог Александр Брынза добавляет: «Тугоухость гораздо чаще встречается у горожан, нежели у жителей сел — ведь город буквально наполнен шумом».
Неужели каждый звук губителен для ушей? Различные шумы действуют и воспринимаются ухом совершенно по-разному. Пение птиц, плеск волн, аккорды фортепиано прекрасно влияют на психику и никоим образом не разрушают слух. Другое дело — звуки цивилизации, будь то работающая бормашина, заводской шум или синтетическая музыка, льющаяся из колонок или наушников. Отличие первой группы от второй — в частоте и силе звучания. Эти два показателя характеризуют любой звуковой сигнал. Высокочастотные звуки получили название «инфразвук», низкочастотные — «ультразвук». Излишне низкие частоты отрицательно воздействуют на психику, вызывают нервные расстройства, приступы панического страха и даже могут стать причиной остановки сердца. Другая крайность — очень высокие частоты. Именно они считаются главными уничтожителями слуха — травмируют слуховой нерв и вызывают отмирание его волокон. Если уши подвергаются атаке высоких частот ежедневно, человек стремительно теряет слух. Главное коварство в том, что нервные волокна умирают абсолютно безболезненно, а результатом становится глухота.
Какова норма высоты звука? Считается, что самый низкий уровень звука, который улавливается здоровым ухом, — 10-15 дБ. Шепот 20 дБ,
разговорная речь — 30-40 дБ. Крик оценивается в 60 дБ и уже является дискомфортным для ушей, нy а звучание силой 90 дБ серьезно травмирует слуховой аппарат. Что уж говорить о концертах и клубах, где счет идет на сотни децибел. Неудивительно, что снижение слуха считается профессиональной болезнью рок-музыкантов и диджеев. Любимые плееры, как правило, прослушиваются на громкости не меньше 70 дБ. Причем заядлые плеероманы знают: при длительном звучании музыки периодически возникает желание добавить громкость, потом еще и еще… Со временем требуется большая «доза» звука. Неудивительно — ухо адаптируется к ней и воспринимает как норму. К сожалению, нормой она никак не является.
Еще одна опасность плеера — то, что сам механизм восприятия звуков через наушники абсолютно неестественен для человека. В идеале звучание воспринимается так: через слуховой канал сигнал попадает на барабанную перепонку, преобразуется в колебания и передается на улитку, которая обосновалась во внутреннем ухе. В ней он трансформируется в нервные импульсы и уже тогда воспринимается мозгом. И если в норме звуковой сигнал распространяется по воздуху, то, поступая через наушники, он попадает сразу на слуховые косточки и максимально приближается к внутреннему уху. Такое агрессивное воздействие и вызывает воспаление, а затем и отмирание слухового нерва. Особенно опасна передозировка плеером для детей и подростков — главных потребителей громкой музыки. Оно грозит не только снижением слуха, но и может поставить крест на музыкальной карьере. Из-за ранней тугоухости дети не смогут различать нюансы звучания инструментов и развить музыкальный слух.