«Киндерсюрпризы» подросткового возраста

Все взрослые были когда-то подростками. Но это время большинство из них благополучно забыли. И их собственные дети, вдруг ставшие подростками, начали преподносить родителям самые разнообразные сюрпризы, далеко не всегда приятные.

К подростковому возрасту своих детей необходимо тщательно готовиться. Американский ученый Стивен Холл охарактеризовал отрочество как период разрушения и натиска. Кроме этих качеств, по мнению психологов, подросткам присущи неустойчивость настроения и поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции как на обыденные, так и на нестандартные ситуации.

Подростковый возраст — это не только и не столько психологические проблемы, сколько настоящая физиологическая буря. Психологические проблемы переходного возраста имеют вполне конкретную причину на уровне функционирования клеток головного мозга. Как установили американские исследователи, подростковые страхи, вспышки агрессии, грубость и раздражительность обусловлены повышением активности передачи нервных импульсов в некоторых частях мозга. В этот период необходимо очень внимательно следить за физическим состоянием ребенка, состоянием его нервной системы.

Эмоциональные и неуравновешенные подростки с подвижной нервной системой в целом труднее проживают подростковый период, чем дети с устойчивым типом нервной системы. Зависит это и от семьи, в которой растет ребенок. Если ребенка долгое время растили в жестких рамках и требовали от него строгого соблюдения всего, что сказали взрослые — подростковый период будет проходить трудно. Проблемы подросткового возраста у юношей и девушек во многом зависят и от того, чем и как они заняты. Как правило, дети, которые с интересом учатся, имеют устойчивое хобби или просто серьезное дело — спорт, танцы, музыку — проживают подростковый возраст легче.

Мы очень хотим контролировать подростка всегда и во всем. Но на самом деле тотальный контроль — это одна из грубых ошибок родителей в этот период. Реальные возможности контроля невелики. В то же время важно организовать такое влияние на ребенка, которое было бы сильнее негативного влияния со стороны. Для этого мы должны быть уважаемы нашими детьми.

Взрослые должны с ними много и часто разговаривать, обсуждать события своей семьи, их школьную жизнь, взаимоотношения со сверстниками. В этих разговорах тактично давать оценки тем или иным явлениям, подталкивая ребенка к правильной позиции и принятию правильного решения. В момент естественного отдаления подростка от вас нужно почувствовать эту дистанцию и не дать ему отдалиться «окончательно и бесповоротно».

С сыном или дочерью всегда можно найти много общих тем для разговора. Время для разговора можно выбрать в ходе совместных дел по хозяйству или походов по магазинам. Очень неплохо поговорить с тинэйджером за обеденным столом. При этом тональность разговора не должна быть назидательной.

Очень важно выслушать его жалобы и постараться их понять. Вот типичная история, с которой подростки обращаются к психологам: «Одна из моих проблем — практически полное отсутствие взаимопонимания между мной и родителями! Допустим, вчера у меня было настроение, когда мне хотелось просто посидеть за компом, послушать музыку и поразмышлять о трудностях учебы и личной жизни. Я сказал маме о том, что я хочу побыть один! А в ответ на это мама закатила скандал на полночи, что я, мол, не делаю уроки. Это обидно!»

Поведение матери можно в данном случае назвать совершенно бестактным и контрпродуктивным. Мама подростка не попыталась выяснить, что хочет сын и просто поговорить по душам. Стена между подростком и родителями в таких мелких скандалах только увеличивается.

Подростковый возраст — один из самых удивительных, важных и сложных периодов развития человека. Его интересно и одновременно тяжело проживать. Рядом с подростком непросто жить, но другого выхода, кроме как преодолеть переходный возраст вместе с вашим ребенком, у вас нет.

Галина Лебединская http://detochka.ru/



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.