WEBcommunity

Может ли дошкольник понимать живопись?

Опыт показывает: из различных живописных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту. Мотив выбора этих жанров живописи понятен ...

К каким произведениям живописи дети проявляют больший интерес и почему?

Опыт показывает: из различных живописных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту. Мотив выбора этих жанров живописи понятен: они созвучны опыту детей, так как со многими предметами, изображенными, скажем, в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в быту, а чувства, выраженные художником в картине с бытовым содержанием, не раз ими переживались.
Большой интерес вызывают произведения о труде взрослых, а также полотна, посвященные героической тематике, и те картины, содержание которых напоминает детям иллюстрированное литературное произведение, прочитанное им воспитателем на занятии или родителями дома.

Какие психические особенности старших дошкольников создают предпосылки для ознакомления их с живописью?
Прежде чем начать разговор о том, какова же специфика понимания старшими дошкольниками живописи, рассмотрим некоторые психические особенности их развития, которые в конечном итоге создают возможность приобщения детей к искусству.
В старшем дошкольном возрасте существенно меняются образные память и воображение: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, четкими, дифференцированными, связными и системными.

Развитие словесно-смысловой логической памяти влияет на изменение процесса воображения. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется преднамеренное воображение, т. е. ребенок может строить и воплощать свой замысел. Своеобразие развития памяти и воображения способствует восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений.

На основе имеющегося у детей наглядно-действенного мышления формируются наглядно-образные его формы. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи, т. е. художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем.

Развитое образное мышление создает предпосылки для формирования логического мышления, определенных понятий.
Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать правильные логические суждения и делать относительно верные выводы. При установлении различных связей между предметами и явлениями ребенок легко выделяет функциональные связи (назначение, использование предметов), значительно труднее раскрывает пространственные и временные отношения (в смысловом их значении). Однако при целенаправленной педагогической работе он с успехом преодолевает эти трудности.

Высокий познавательный уровень старших дошкольников обусловливает формирование у детей эстетического оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть в нем прекрасное или безобразное. У ребенка постепенно развиваются эстетические представления и чувства, на основе которых формируется творческое воображение самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивной, игровой, речевой и др.). Но не только эстетические чувства и отношения проявляются у детей в старшем дошкольном возрасте. У них совершенствуются и моральные чувства, которые с взрослением приобретают социальный характер.
В чем же специфика личностного отношения детей к живописи?

Вначале дети объясняют свое отношение к картине лишь одним словом — нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Отвечают на вопрос односложно, в их ответах отсутствуют эпитеты, образные сравнения, метафоры. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлеченные или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

Первый — эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, собственные интерпретации, связанные с опытом ребенка, его эмоциями и интересом. Например: «Мне понравилась картина «Новый район Ленинграда» (художник Е. А. Галунов). Она рассказывает о строительстве красивых домов, о новой части города. Здесь красные дома и белый снег. Мне она понравилась потому, что напоминает работу моего папы, он строитель. Строители хорошо работают. Об этом говорят лица рабочих на переднем плане картины: серьезные, сосредоточенные. Они думают о том, чтобы построить хороший, прочный, красивый дом. В этой картине все заняты, кажется, что все движется — люди, машины. Красиво».

Второй — это когда старший дошкольник проявляет эстетическое отношение к произведению искусства, дает оценку содержания, нравственно-эстетических отношений изображенных на картине людей. Рассказывая о картине «Гвардейское знамя» (художник А. В. Сафонов), ребенок говорит: «Мне понравилась картина «Гвардейское знамя», потому что я увидел в кино, как трудно пришлось сражаться нашим солдатам с врагами. Вот они все раненые, а знамя не бросают. Это было нелегко. Они мужественные. Я хочу, чтобы все дети увидели эту картину».

Опыт работы показал, что старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чем рассказал художник в своей картине.
Однако понять замысел художника, идею произведения (о чем картина) им удается не сразу. Они воспринимают сюжетную линию, но не могут еще анализировать отношения, переданные художником (между образами, содержанием и средствами выразительности, между главным и деталями): «Эта картина не о мужчинах, а о солдатах. Они на войне, один ранен, а другой с автоматом. Картина темная, невеселая».

Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью: «Художник показал красоту природы, мысли людей о хлебе. Вот они идут по полю, лица серьезные, и думают, что сделать, чтобы хлеба было больше. А хлеба много, он золотой, тяжелый. Красиво» (о картине «Хлебное поле», художник Н. П. Ерышев). «Художник сам увидел разноцветный луг, красивый от цветов, настроение у него стало радостным, вот и нам рассказал про эту красоту» (о картине «Сенокос», художник А. А. Пластов). Но к такой относительно высокой оценке эстетической значимости содержания произведения дошкольник подходит, исходя из эмоциональной реакции на красивое сочетание красок («Картина красивая, потому что много разных красок»).

В. Тропинин «Девочка с куклой»

В. Тропинин «Девочка с куклой»

Дети способны определить нравственную ценность содержания картины: «Картина рассказывает о дружбе в семье, учит доброте» (о картине «Семья», художник Г. П. Сорогин). Но им сложнее уяснить нравственную ценность портретного жанра, чем сюжетного произведения. Это объясняется возрастными особенностями развития — невысокий уровень аналитико-синтетической деятельности. Понимание дошкольником характера изображенного человека, его психического состояния достигается лишь при активном целенаправленном, эмоциональном руководстве воспитателя процессом восприятия. Рассматривая вместе с детьми портрет «Девочка с куклой» (художник В. А. Тропинин), дети обратили внимание на то, что на картине изображена добрая девочка — она бережно прижимает руками куклу. У ребят возрастает интерес к содержанию картины.

Понимание художественных образов в произведении вызывает у детей сильные чувства, проявляющиеся в сопереживании с героями произведения. Оценивая содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника.

При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Чем глубже и разнообразнее знания детей об окружающей действительности, тем сильнее чувства. Детей волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете, жанровые картины, отражающие актуальные события современности.

В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности — цвете, композиции, линии, светотени и т. д. Они правильно воспринимают выразительные средства — как форму передачи содержания произведения, его настроения.

Особенность восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженным в произведении.
Однако дети шестого года жизни способны воспринимать цвет и как средство для раскрытия основной мысли содержания, через цвет оценивают эстетические достоинства картины: «Картина о дне рождения. Сколько здесь разных красок: красные, синие, зеленые, белые, розовые — всякие, девочка нарядная, весело на дне рождения. А если бы все нарисовать одной краской, то не получилось бы такого веселого дня рождения» (о картине «Гости», художник О. Б. Богаевская). «Здесь звучит грустная музыка. Художник показал через коричневый и голубой цвет задумчивую музыку. Лицо пианиста задумчивое, он думает» (о картине «Играет Святослав Рихтер», художник Д. Д. Жилинский).

Кроме цвета, дети легко воспринимают мимику лица, понимают это средство как выражение настроения произведения в целом, так и выражение нравственных взаимоотношений между изображенными людьми. В лицах прежде рассматривают губы, затем глаза и в последнюю очередь (не без помощи педагога) брови: «Лица у людей грустные, губы сжаты, невеселые. Плохое настроение — по лицам видно».

Труднее детям дается выделение композиционного построения картины. Они легко выделяют композиционный центр (если вопрос воспитателя поставлен точно и правильно), но затрудняются отвечать на вопрос, почему художник расположил в картине людей именно таким образом, что он хотел этим подчеркнуть.

Дети усваивают, что композиционный центр можно выделить цветом, величиной, формой. Они самостоятельно могут «прочитать», что художник в содержании произведения самое главное располагает на переднем плане, пишет крупно людей, предметы: «Дети нарисованы здесь нарядными на переднем плане, чтобы все их увидели, рассмотрели. Они изображены так, чтобы все увидели, как художник любит детей» (о картине «Гости», художник О. Б. Богаевская).

В дальнейшем ими определяются разные способы композиционного решения, однако устанавливать зависимость между композицией и основной идеей произведения дети еще не могут, они нуждаются в помощи воспитателя, который учит их всматриваться в картину.
Если содержание произведения вызывает у ребят интерес, то они самостоятельно начинают внимательно рассматривать картину, делать интересные для себя открытия.

Задача родителей и учителей научить ребенка не просто смотреть, а размышлять – учится анализировать!