WEBcommunity

Как помочь ребенку справиться с последствиями визита к стоматологу

Два дня назад моя шестилетняя дочка была у стоматолога. Ей удалили воспалившийся зуб, делали обезболивание. Но с того момента, как мы вышли из кабинета врача, она начала плакать, а дома вообще устроила истерику и теперь истерит по любому поводу.

Два дня назад моя шестилетняя дочка была у стоматолога. Ей удалили воспалившийся зуб, делали обезболивание. Но с того момента, как мы вышли из кабинета врача, она начала плакать, а дома вообще устроила истерику и теперь истерит по любому поводу. Я и разговаривала с ней, и объясняла, что вырастет новый зуб, и ругала уже — ничего не помогает. А еще в тот день она посадила большой синяк на коленку, первый раз в жизни. Хочу как-то помочь ей, но ничего не выходит. То ли ждать, когда это у нее пройдет, то ли еще что-то делать?
Лена

Ответ

Визит к стоматологу — нелегкое испытание практически для каждого ребенка. То, как оно пройдет, во многом зависит от опыта первого посещения стоматолога. Если ребенок уже имеет негативный опыт, то, скорее всего, он будет воспроизводить его и при последующих посещениях. Поэтому не стоит дожидаться экстренной ситуации, такой как воспаление зуба. Лучше периодически посещать врача и показывать ему здоровые зубы.

Если же дошло до срочного визита в клинику, нужно поговорить с ребенком заранее, объяснить ему на понятном для него языке, что зубу нужна помощь и добрый доктор обязательно поможет, а всякие ощущения пройдут очень быстро. Можно взять с собой в кабинет любимую игрушку — ребенку будет не так страшно. Эта информация — для будущих визитов к стоматологу.

А сейчас давайте попробуем разобраться, что же произошло с Вашей девочкой. Вы пишите, что зуб был воспален. В этом случае он может болеть после удаления, и врач должен был посоветовать, чем можно его обезболивать в домашних условиях. Это с точки зрения физиологии.

Теперь с точки зрения психологии. Девочка могла испытывать в кабинете врача бурю эмоций, среди которых на первом месте страх. Когда стоматолог готовит инструменты, многие дети фантазируют о них как об «орудиях пыток». А если еще и боль чувствуют, то страх за свою жизнь и целостность может возрастать многократно. Плач после выхода из кабинета, скорее всего, был отреагированием страха в кабинете. Это естественная реакция ребенка на сложную для него ситуацию. И здесь задача мамы утешить ребенка, показать ему, что он не один.

Интересно то, что в этот же день девочка впервые в жизни ударила колено. Как ей удалось до шести лет не получить ни одного ушиба? Возможно, Вы слишком оберегали ее от подобных неприятностей. А результатом могло быть разрушение образа тела ребенка при первом же стечении обстоятельств.

Если так, то образ тела нужно восстановить. И сделать это поможет рисование. Как известно, рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, перестраивает свое отношение к пугающим и неприятным вещам. Вы можете попросить дочь нарисовать рисунок на тему: «Как ты лечилась у зубного врача». Попросите рассказать, как ей там было, что особенно запомнилось, что показалось. Проговаривание ребенком негативных чувств и фантазий могут существенно их ослабить.

Далее предложите нарисовать себя. Если девочка нарисует себя с ушибленной коленкой или без зуба, поговорите о том, что это для нее значит, а затем предложите перерисовать рисунок на тему: «Как ты будешь выглядеть, когда у тебя вырастет новый зуб и пройдет коленка?». Обратите внимание на целостность образа — «Вот видишь, все есть — и голова, и руки, и ноги…» и т.д. Вот так, используя арттерапевтические приемы, Вы можете помочь девочке справиться с последствиями трудного для нее дня.

Алла Лаврентьева