Что такое Одесса для нас? «Ах, Одесса, жемчужина у моря…», «Шаланды полные кефали» (кстати, Молдованка и Пересыпь — это районы Одессы), «Золотой теленок», Дерибассовская, Рабинович, «Маски-шоу», «Джентельмен-шоу»… А что это за город на самом деле?
Немного истории. Город был основан на месте турецкой крепости Кочубей (Хаджи-бей, Гаджибей) в 1794 году по приказу Екатерины II. Завоевал эту крепость никто иной, как генерал-майор Иосиф де Рибас. В честь него как раз и назвали Дерибассовскую.
В 1801 году градоначальником Одессы стал герцог де Решелье, родственник того самого Решелье, которого мы знаем по «Трем мушкетерам». Он сделал для Одессы не просто очень многое, а практически все. Он сделал этот город процветающим. К тому же, именно благодаря ему Одесса из мертвой степи превратилась в город-сад.
Одесситы его очень любят и почетают. Пожалуй, самым известным памятником города является Дюк, то есть памятник Решелье. После него был граф Ланжерон, при котором Одессе Высочайшим Манифестом даровали свободу торговли (порто-франко). При Александре Федоровиче Ланжероне был разбит Ботанический сад, давший начало многим паркам Одессы, вышла первая одесская газета; открылся Ришельевский лицей (1817), второй после Царскосельского в России. Его именем также назван пляж и улица.
При князе Михаиле Семеновиче Воронцове (1823-1854 гг.) Одесса видела самое аристократическое общество. Граф, а впоследствии князь Воронцов состоял в родстве с высшей аристократией России и Англии; владея огромным состоянием и живя открыто, на широкую ногу, он привлекал в Одессу аристократов и богатых людей со всей России.
Княгиня Воронцова, урожденная графиня Браницкая, со своей стороны также приглашала в Одессу богатых польских магнатов. Присутствие в городе богатых дворянских семейств способствовало процветанию торговли в магазинах, ресторанах, росту театральных сборов и т. д. Город благоденствовал от хлебной торговли, благоустраивался. Князь Воронцов превратил Одессу в главный торговый город юга России, добился продления порто-франко еще на 10 лет.
Также из градоначальников отметился товарищ Синица, который для удобства на госудаственные деньги построил «Тещин мост», чтобы ему было удобнее добираться до дома своей тещи. Говорят, что этот мост находится в самом георгафическом центре города. На данный момент, со слов местного жителя, вдоль берега Одесса распространяется на 30 км, вглубь на 10 км.
Если посмотреть на город сверху, он похож на сад с несколькими высокими зданиями. Весь центр застроен, в основном, 2-3-4-х этажными домами с внутренними дворами. Многие дома выглядят ветхими, где сыпется штукатурка и отваливаются куски от стен. Какие-то дома реставрируются, но жилые редко.
Главным строительным материалом являлся камень-ракушечник, залегавший мощным пластом прямо под городом. Выработки этого камня велись на всей территории без ограничений. Поэтому вскоре под городом появился настоящий лабиринт подземных галерей — катакомб, запутанные ходы которых породили множество легенд. В частности там прятались партизаны во время войны, а также воры прятали там награбленное добро. Воров и тому подобных преступников Одеса насчитала много. Самой известной можно считать Соньку-Золотую ручку.
Изначально Одесса была свободным городом, и поэтому сюда съезжались все, кто не прижился в своих краях или даже бежал от крепостного права. Поэтому здесь половина улиц названа по национальностям, которые ее населяли: Французский бульвар, Еврейская, Греческая, Польская, Итальянская (сейчас Пушкинская).
В фильмах мы видим довольно сложившийся образ одессита: Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке», Буба Касторский из «Неуловимых мстителей». Во многом они очень похожи: живые, веселые, неунывающие люди. Конечно же, далеко не все одесситы такие, и, к сожалению, далеко не все говорят с «одесским акцентом», а жаль.
Рикша. Мы встретили одного типичного одессита возле Дюка. Это «рикша-гид», то есть экскурсовод на велосипеде с пассажирскими местами впереди. Он всегда стоит со своей повозкой возле Дюка и предлагает прохожим прокатиться, и узнать этот город по-лучше. Проезд по Приморскому бульвару с рассказом стоит 20 гривен (примерно 100 рублей).
Он, как и любой одессит, довольно хорошо знает свой город, и, что особенно приятно, с типичным одесским акцентом, рассказывает где какой дом, кто там жил, почему на улице растут платаны и многое другое. Правда, многие улицы вымощены булыжником, что доставляло не самые приятные ощущения при езде. Мы прокатились не только по Приморскому бульвару, но и к Тещиному мосту, и по Дерибассовской.
Дерибассовская — улица, во многом похожая на Арбат, только более зеленая.
Кстати о Дерибассовской. Улица, во многом похожая на Арбат, только более зеленая. Половина улицы пешеходная, с кафе и ресторанами на каждом шагу. Там вам могут бросить в руки обезьянку или лемура, чтобы с ним сфотографировать, не соглашайтесь — дорого. Картины и сувениры продаются в Горсаду, который отходит от Дерибассовской. Там же можно найти два совершенно замечательных памятника: Утесову на лавочке и «Двенадцатому стулу».
Также много забавных памятников во дворе Литературного музея: «Шаланды полные кефали», Одесса-мама, Рабинович, Антилопа-Гну и т.д. Каждый год 1 апреля открывают новый памятник.
Самым большим памятником можно смело назвать Потемкинскую лестницу, которая спускается сразу от Дюка. Лестница эта известна тем, что в классическом фильме «Броненосец «Потемкин» по ней неслась коляска. До этого фильма лестница называлась Воронцовской, в честь того самого Графа Воронцова, который ее построил в подарок для своей жены. Лестница насчитывает 192 ступени. Почти как на 10 этаж подняться. Для ленивых рядом есть бесплатный фуникулер.
Вообще Одесса богата на памятники и мемориальные доски — было кому поставить. В конце концов, здесь родились Ильф и Петров, Бабель, Катаев, Олеша, Утесов, первый наш летчик Уточкин, который, кстати, первым прокатился на велосипеде с Потемкинской лестницы. Здесь были почти все наши великие поэты и писатели: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Бунин, Маяковский и многие многие другие.
Но хватит о великом, затронем насущное, то есть отдых и все, что с ним связано. Добраться до Одессы можно и поездом и самолетом, и даже на машине. Поездом ехать примерно сутки с Киевского вокзала. На самолете лететь 1,5 часа, но стоит это примерно в пять раз дороже.
Если есть встречающие, хорошо, если нет… ловить такси до гостиницы (санатория, бабушки с домом). Такси в Одессе странное. На поднятую руку практически не останавливаются — надо найти припаркованного таксиста, чаще всего это копейка или другая модель Жигулей, но убитая в щепки. В пределах центра проезд максимум 20 гривен, на большее не соглашайтесь. Одесские таксисты — народ болтливый. Расскажут все и о городе, и о себе. Что приятно, практически все водители местные.
Жить можно либо в гостиницах-санаториях, либо у бабушек, которые на вокзале предлагают свои услуги. Многие остаются довольны, бабушки стараются, и стоит это дешевле. Единственный минус — периодическое отсутствие горячей воды, а иногда воды вообще. В гостиницах этой проблемы почти нет.
Ехать лучше с июля по сентябрь, когда вода окончательно прогреется. Море там чистое с мелкой галькой. По всему побережью много как платных, так и бесплатных пляжей. Само побережье отличается тем, что находится гораздо ниже уровня самого города, этому каждый раз приходится преодолевать расстояние равное Потемкинской лестнице. Наверх подниматься тяжко, но зато для здоровья полезно. Сам Пушкин, когда лестниц еще не было, спускался вниз бегом.
Вот, пожалуй, и все, что я хотела написать. Естественно, это не полная информация о городе. Есть масса достопримечательностей и других интересных вещей, которые я не написала, но для первого знакомства с городом этого вполне достаточно.
Nastya Sova community.livejournal.com