Догадайтесь, какое средство передвижения наиболее дешевое, и даже, во многих городах более быстрое, чем автомобиль, и при этом более полезное для здоровья, а также приносит удовлетворение? Да, это — велосипед. Езда на велосипеде — это польза и удовлетворение одновременно. Сегодня, когда много кого беспокоит состояние здоровья, этот двухколесный транспорт заслуживает внимания.
Скорость движения велосипеда возрастала вместе с увеличением диаметра переднего колеса. В Англии появился велосипед новой конструкции, который стали называть «пенни-фартинг». Его гигантское переднее колесо имело диаметр 1,5 метра, тогда как заднее, наоборот, было чрезвычайно маленькое. Этот велосипед получил название « пенни-фартинг» через отличие между пенсом, большой монетой, и фартингом, намного меньшей.
Со временем изобрели безопасный велосипед, который маневренностью напоминал предыдущий, тем не менее центр тяжести в нем был размещен ниже и оба его колеса по размерам были одинаковые или почти одинаковые. В 1879 году англичанин Генри Лоусен представил на выставке, которая проходила в Париже, велосипед, в котором заднее колесо приводилось в движение с помощью цепи. Эта модель называлась бициклет.
Велосипеды — бесшумные, не загрязняют окружающей среды, на коротких дистанциях часто более быстрые, чем моторизованный транспорт. Поэтому во многих странах этот вид транспорта наиболее надежный и удобный. В Африке, Азии и в других местах велосипеды стали «большой хозяйственной сумкой», полной разнообразных товаров, которой едут или которую толкают на базар. Довольно зачастую на велосипеде едет не только один человек, поскольку родственники или друзья, бывает, садятся на раму или размещаются на неудобном багажнике велосипеда.
В западных странах, где автомобили занимают пальму первенства среди персональных средств передвижения, возрастает обеспокоенность здоровьем населения, а также стоит вопрос, как убежать от монотонности городской жизни. Эти факторы оказали содействие росту популярности велосипеда. Вдоль главных дорог начали появляться полосы или дорожки для велосипедистов. Например, в Великобритании местные власти гордятся тем, что построили километры велосипедных дорожек.
Если не принимать во внимание того, что велосипедисты, возможно, дышат выхлопными газами, езда на велосипеде в самом деле полезная для здоровья. Это «защита от сердечно-сосудистых заболеваний, которые в Великобритании служат причиной наибольшего количества смертей, в том числе и преждевременных», отмечает консультант по вопросам транспорта Адриан Дэйвис. Езда на велосипеде требует больших усилий, чем просто ходьба: на нее затрачивается приблизительно 60-85 процентов максимального физического потенциала человека, тогда как на хождение лишь 45-50 процентов. Поскольку на конечности велосипедиста идет минимальная нагрузка, риск испытать повреждение костей меньший, чем во время обычного хождения улицей.
Еще одна оздоровительная польза от велосипеда — это ощущение бодрости. Как показывают исследование, езда на велосипеде оказывает содействие изготовлению в мозге таких веществ, как эндорфины, которые поднимают расположение духа. Кроме хорошего самочувствия, катание на велосипеде улучшает и внешность. Как именно? В газете «Гардиан» говорится, что «плавное обращение педалей [велосипеда] сжигает приблизительно семь калорий за минуту, или же 200 калорий за полчаса». Какие последствия этого? Стройное состояние и упругие бедра.