Известно, что любая лжетеория может выглядеть чрезвычайно убедительно. То учёные мужи не сомневались, что Земля стоит на трёх слонах, то искали философский камень, то определяли преступника по форме ушей, то выращивали ячмень из пшеницы и ржи. И всё это с абсолютно серьёзными лицами! А откуда возник миф, что существует некий дефицит мужчин? Кому этот миф выгоден? Мужчинам, конечно — скажете вы. Не скажете? И правильно сделаете!
На десять девчонок по статистике девять ребят — утверждение популярной песенки, написанной в 1966 году, уже тогда было стопроцентно ложным. Дело в том, что мальчиков всегда, при любых обстоятельствах, во все времена и во всех странах рождается больше. Здесь не бывает исключений. Бывают только варианты нормы — от зашкаливающего перевеса сыновей в Китае и Индии до среднемирового показателя в 106 малышей мужского пола на 100 девчушек.
Двадцатипятилетних всегда поровну! Именно тех девчонок и ребят, за которых переживают авторы песенки. Поэтому, как говорят, пикаперы, если у тебя нет девушки, значит, у кого-то их две! И нет тебе никаких статистических оправданий! Впрочем, парни как раз и не склонны оправдывать собственное одиночество демографической статистикой. Это любимая страшилка тех самых «стоящих в сторонке» девчонок: мужчин мало, мужчины вымирают… А тут уже недалеко и до любимой темы женских форумов: куда пойти, куда податься, все козлы, а ребёнка воспитаю сама.
Вот каковы практические последствия неправильного понимания содержания сухих, казалось бы, цифр! Самые что ни на есть жизненные. А передаются эти страхи, фобии и негативные установки то ли на генном, то ли на социокультурном, то ли на чувственном уровне. Но эпидемия неприятия мужского пола — самая обычная психологическая защита: что, не всем достанется? Так не больно-то и хотелось!
Агрессия-то защитная, а отталкивает по-настоящему. Образуется замкнутый круг проблем в общении — и всё подтверждается: и про козлов, и про ребёнка. Работает, трудится негативная психологическая установка. А в основе — статистический миф. Кривая статистика искажает восприятие демографических реалий отдельным человеком, создаёт диссонанс: глаза видят одно, но важнее убеждения, передающиеся из поколения в поколение…. Обобщения типа «женщин больше», как ориентация на среднюю температуру по больнице, чревато иллюзиями, искривлением психологических установок, обрастанием психологическими защитами. Всё это можно назвать дополнительными факторами внутренней, часто неосознаваемой, тревоги, невротизации людей.
Самая общая цифра такова: число женщин на Земле превышает число мужчин на 2 процента. Вот ну то есть всего — стран, возрастов, вероисповеданий… Но стоит посмотреть повнимательнее на элементарно доступные статистические данные, чтобы переформулировать утверждение немного по-другому: бабушек во многих странах больше, чем дедушек. А девчонки и парни могут не беспокоиться. Средний возраст, в общем-то, тоже. Женский перевес наступает только в самой последней возрастной фазе.
Да, мужчины более подвержены заболеваниям, чаще попадают в катастрофы, работают на опасных работах, поэтому и смертность среди них выше. Да, их отнимали войны. Да, на постсоветском пространстве мужская смертность ставит печальные мировые рекорды, во многом из-за установки на рискованное поведение, приводящее к потере здоровья, социального благополучия, инфицированию, психической или физической зависимости, насилию, суицидам. Но нет ли в основе «рискованной мужской философии» и обесценивания собственной жизни вклада пресловутого мифа, программы на вымирание? Это вопрос неизученный.
Цифры мировые и постсоветские действительно отличаются. Но тенденция неизменна. Одинокие бабушки — важная, но не единственная проблема в этой ситуации. Опасный перевес мужского населения в таких странах, как Индия и Китай, создаёт угрозу демографической войны с перенаселённой женщинами и вообще слабо заселённой Россией. Дай боже, чтобы процесс пошёл мирным путём. Да, жалко 2% переживших своих мужей бабушек в мире, вынужденных коротать одинокие вечера с подружками. Да, дедушки могли бы пожить подольше. Но согласитесь, это же совсем другая формулировка проблем.