WEBcommunity

Интернет-троллинг

Нетерпеливые и раздражительные, агрессивные и назойливые... Тролли - это не только ушастые чудовища из скандинавской мифологии и книжек Толкиена. Понятие троллинга...

Нетерпеливые и раздражительные, агрессивные и назойливые… Тролли — это не только ушастые чудовища из скандинавской мифологии и книжек Толкиена. Понятие троллинга в интернете — филологический родственник рыболовецкого трала. Его просто расставляют, а рыбка сама попадается. Рыбка — это эмоции. Говорят, тролль питается именно ими. В интернет-терминологии «тролль» — это человек, который размещает в Сети грубые, провокационные, подстрекательские, саркастические, юмористические сообщения для того, чтобы вовлечь других пользователей в конфронтацию, оскорбить, помешать обсуждению. Анонимность в Сети даёт невиданные доселе в человеческом сообществе возможности выражать негативное отношение, негативные эмоции.

Ведь в обычной жизни люди скованы множеством правил поведения и морали, поэтому не могут выражать свою агрессию открыто. Это о ней, а также о других глубоко репрессированных эмоциях нам внушали с детства «нельзя», «не смей», «не вздумай». Повзрослев, мы научились сами : «надо», «должен», «следует». Страшно свою злость, презрение, опасения, грубость окружающим высказать — обидятся или сдачи дадут — себе дороже выйдет. Поэтому обычный путь агрессии таков: она уходит в подсознание и ждет там , безопасной возможности проявиться.

И когда человек «невидимым» входит в интернет – агрессия может проявляется в полной мере — откровенными нападками, саркастическими фразами, попытками доказать свою правоту или, наоборот, оправдаться. Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц cчитает внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, грозящей человечеству в современных условиях. И самое опасное то, что злость – для многих чувство по-прежнему запретное.

Тот, кто однажды почувствовал снятие внутреннего психического напряжения от безопасного выражения своей агрессии, будет делать это снова и снова. Поэтому эмоционально зависимые от интернета ощущают навязчивую потребность к определённым действиям в Сети. Трудно отказаться от того, что приносит ощутимое удовольствие и в то же время кажется совершенно ненаказуемым. Троллинг как психологический феномен— это всегда способ сбросить внутреннее напряжение, психологическая защита. И, как утверждают знающие люди, лучший вид защиты — это нападение.

О троллях обычно пишут как об изощрённых мизантропах, обладающих целым арсеналом средств, чтобы довести нормального интернет-интеллигента до белого каления. Ещё характерной чертой троллинга считают стремление к привлечению внимания, желание почувствовать свою значимость, произвести впечатление… Но кого из нас удивишь такими потребностями? Ещё старик Фрейд открыл, что мы все таковы, а Карнеги составил инструкцию, как этим пользоваться. Так почему мы обвиняем только интернет-троллей?

Попытки свести троллинг к какой-то одной побудительной причине неправомочны. Это скорее проекция — перенесение собственных чувств на другого. Демонстративная личность видит в тролле тщеславие, замкнутый шизоид обвиняет в человеконенавистничестве, параноик подозревает, что тролль всего лишь стремится доказать ценность своих идей, а прагматичный эпилептоид уверен, что тролль борется за властвование над эмоциями других людей. Спросите своего знакомого: «Как ты думаешь, откуда берутся интернет-тролли?» — и вы узнаете много нового и интересного… о своём знакомом.

Психологические типы и проблемы интернет-троллей исследовать достаточно сложно — ведь в виртуальном пространстве они буквально конструируют параллельные личности. Эти личности наделены полномочиями, которых никогда не было у реального человека: смелость, выражение протеста, попрание правил от грамматических до моральных. Но почему такое становится возможным только через 12 проксисерверов, затрудняющих идентификацию?

Возможно, они чуть больше страдают комплексом неполноценности, разочарованы, обозлены или устали. Ну и кто тогда человеконенавистники — тролли или те, кто не даёт им возможности высказаться и сбросить агрессию?

Почему они так нам не нравятся? Потому что подвергают атаке, осмеянию, сомнению самое дорогое, что у нас есть — наше чувство личной значимости, наши убеждения, идеалы, Кому приятно получить оскорбление? Жесткий психологический удар, если он сильный и неожиданный, может серьезно повредить нашу личность и ухудшить состояние. Но мы-то тоже защищаемся, а значит, тренируемся!

А может, Сеть создала троллей для самозащиты? От искусственных идеалов, от бутафорского пафоса, напыщенного эгоизма, однобокой нетерпимости, безжизненных иллюзий, в которые так прочно впадали люди в недавнем прошлом. Сосуществование с троллями — это как неприятная, но необходимая медицинская процедура. Лечит от безволия и аморфности, безответственности за слова и поступки, лживости. Осмысление неограниченных лечебных, психотерапевтических возможностей сетевого общения — ещё впереди.