Новый возрастной кризис, ещё не описанный в классических учебниках по возрастной психологии, всё настойчивее проявляется у молодых людей в наши дни. У меня как практического психолога тоже много клиентов именно этого возраста. Это время, когда человек закончил образование и, выбрав способ самореализации, сделал первые шаги в профессии. Это время перехода от полудетских иллюзий к реалиям настоящей жизни, когда становится понятно, чего ты стоишь как личность и как профессионал. Время перехода от завышенных притязаний и нереалистичных амбиций, от первой радости: меня взяли хоть на какую-то работу! — к кропотливому профессиональному самосовершенствованию.
В личной жизни от первых сексуальных опытов переходят к задаче поиска постоянного партнёра. А это тоже бывает непросто. Ощущение настоящей взрослости в чём-то радостное, а в чём-то и пугающее. Для кого-то в этом возрасте впервые проявляется экзистенциальный страх уходящего времени, уходящей юности.
Чаще всего кризисная неудовлетворённость проявляется неким внутренним, часто неосознаваемым дискомфотом, беспокойством. Но иногда проявляется и более активно — в виде приступов нарастающей тревоги, иногда принимающих форму панических атак.
Самое плохое — это если в этом возрасте на человека вешается ярлык хронического больного — сердечко шалит, гастрит замучил. На самом же деле такие состояния часто объясняются психологическими причинами. Разумеется, в случае телесных дискомфортов нужно пройти обследования, сдать анализы. Но не стоит «придумывать» болезни или соматизировать, забивать в тело чувства тревоги, неопределённости, недовольства. Лучше отделить их от телесных ощущений и поработать непосредственно со своими чувствами.
У двух молодых американок — Александры Роббинс и Эбби Вилнер — идея написания книги о кризисе 25 лет родилась тогда, когда однажды они, обе 25 лет от роду, выпускницы престижных высших школ, получившие неплохую работу, встретились, чтобы просто по-дружески пообщаться. После дежурной и привычной, особенно в Америке, демонстрации того, что у обеих в жизни полное о’кей, разговор длился дальше, становясь всё более откровенным. Выяснилось, что «настоящая взрослая жизнь», о которой девушки грезили в годы студенческого безденежья, оказалась совсем не такой радужной и блестящей, какой ее рисовало богатое воображение.
При этом каждая считала удручавшее ее состояние сугубо личным переживанием. Совпадение настроений заставило заподозрить, что это явление отнюдь не единичное. Предпринятое исследование стало основой для книги «Кризис четверти жизни: уникальные жизненные испытания после двадцати».
Психологи жгут! :-). На этом общеизвестном кризисе даже построены сюжеты книг — от Пушкина до Льва Толстого. Кризис заканчивается в 27 — и наступает возраст любви: читайте «Анну Каренину» и «Евгения Онегина».
есть такое!)