WEBcommunity

Двойное послание

В семейной терапии приходится сталкиваться с парадоксальными требованиями членов семьи друг к другу, которые не могут быть исполнены. Например, жена ожидает, чтобы ...

В семейной терапии приходится сталкиваться с парадоксальными требованиями членов семьи друг к другу, которые не могут быть исполнены. Например, жена ожидает, чтобы муж руководил ею, взял на себя ответственность за ее жизнь, но в то же время вел ее только туда, куда желает она сама. Или другой вариант любви по приказу, когда мама говорит мальчику, что, будь он хорошим ребенком, он получал бы радость и удовольствие от этого скучного урока. Или слишком заботливые родители требуют от подростка, чтобы он был самостоятельным, ответственным, и в то же время постоянно руководят сыном, даже не отпуская его гулять после шести часов вечера, потому что это слишком опасно.

Парадоксальные команды создают у их получателя ощущение тупика и часто приводят к крайностям. Так, в последнем примере мальчик может отреагировать полным затворничеством. С другой стороны, проблема воспитания детей ставит перед родителями действительно парадоксальную задачу. Они должны направлять, контролировать, оберегать и руководить теми, кому по мере взросления необходимо становиться все более и более автономными индивидуальностями. Как мы уже говорили, парадокс часто приводит к крайним решениям — или сдвигу контроля к тотальному, или полному его отсутствию и попытке постоянного взаимодействия с детьми «как с равными».

Так называемое двойное послание в воспитании может касаться разницы между речевыми и невербальными сообщениями: например, несоответствие между неодобрительной будто бы мимикой матери и её словами одобрения, ведущее к возникновению нескольких путей для интерпретации ребёнком сигналов родителя и, как следствие, психическому дискомфорту от несоответствия «высказанного» и «невысказанного, но показанного» посланий.

Получающий двойное послание, воспринимает противоречивые указания или эмоциональные послания на различных уровнях коммуникации. Например, на словах выражается любовь, а параллельное сообщение выражает ненависть, ребёнку могут предлагать говорить свободно, но критикуют или заставляют замолчать всякий раз, когда он так делает.

Двойное послание считают одним из объяснений происхождения шизофрении. Наиболее известным автором, разрабатывавшим теорию «двойного послания» или, в другом переводе, «двойной связи», считают Грегори Бейтсона.