В психологии говорят о разных типах лидера. Это может быть вдохновитель, исполнитель, универсальный и ситуативный лидер, эмоциональный, деловой. Существуют разные классификации. Но вот что интересно: лидер может быть официальным руководителем, а может и не быть, и даже наоборот, выглядеть как организационный аутсайдер или даже маргинал.
В дружеских, сочувственных, основанных на идее помощи ближнему или, наоборот, антиобщественных, асоциальных группах, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. Лидером оказывается человек, отвечающий за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы, а руководитель ориентирован и отвечает за успешность и результативность деятельности. Руководитель часто не учитывает, как такая ориентированность отразится на морально -психологической атмосфере возглавляемой им группы.
Поэтому различают формальное лидерство, когда влияние на людей осуществляется с позиции занимаемой должности, и неформальное лидерство — влияние на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
В отличие от руководителя, которого избирают, а чаще назначают, и который располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности. Но и ответственность его за свои действия, а уж тем более за действия группы — намного меньше.
Если руководитель группы и ее лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут складываться по-разному, от полного взаимопонимания, до жестоких конфликтов.
В корпоративных, производственных коллективах, где основная задача формулируется конструктивно и нацелена на высокие показатели и результаты, как правило, функции лидера и руководителя возлагаются на одно и то же лицо.
В то же время лидерские и руководящие функции в разных типах групп имеют принципиальные отличия. В корпоративных, производственных коллективах статусные позиции лидера и руководителя совпадают и это связано с приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений. В сообществах, основанных на эмоциональной общности, именно эмоциональная «подпитка» властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент для реализации власти.
Джон П. Коттер, профессор кафедры лидерства в Гарвардской школе бизнеса, выделяет основной критерий преуспевающего лидера: способность создавать такое окружение, где происходит постоянный обмен помощью и где всегда можно найти и получить содействие.Лидерство относится к той категории отношений, которые возникают в группе «по вертикали». Чаще всего эт о отношения, характеризующие социальные роли доминирования — подчинения. Понятие руководства относится к общей организации деятельности всей группы, к процессу управления ею, В русском языке, в отличие, например, от английского, для обозначения неформального лидерства чаще употребляется просто понятие лидерства, а для обозначения формального лидерства — понятие руководства.