Зато экотуризм стал «золотой жилой» для многочисленных фирм, обещая принести удовольствие от путешествия и оставляя совесть чистой. А заодно еще теша самолюбие — ведь не просто отдохнуть, а самым что ни на есть модным способом.
Однако с экотуризмом не все так просто. Давно уже из уникальной возможности для единиц экологический туризм стал крупным бизнесом. И как всякий бизнес, стал жесток по отношению к природе, которую и призван, вроде бы, охранять.
На западе число экотуристов растет в три раза быстрее, чем индустрия туризма в целом. Каждый пятый путешественник выбирает для маршрута экологические тропы. И даже не предполагает, что он своим присутствием способен повлиять на экосистему, причем самым что ни на есть трагическим образом.
Там, где проходит человек, исчезает половина птиц, сбегает треть животных, остаются тропы, лишенные растительности. И это даже тогда, когда путешественники ставят перед собой задачу не нанести вреда природе. Если турист берет с собой в лес на прогулку собаку — урон от его присутствия резко увеличивается.
Дикие животные реагируют на человека совсем не так, как привычные к присутствию людей городские или деревенские обитатели. Воздействие человека может показаться слишком тонким — подумаешь, учащение сердцебиения, рост уровня гормонов стресса и изменение привычного образа поведения. Однако в долгосрочной перспективе экотуристы ставят под угрозу выживание дикой природы, то есть именно то, за сохранение чего они выступают.
Вот, например, как на Куршской Косе — хрупкая экосистема, с трудом восстановленная на песчаной косе, вынуждена бороться с наплывом экотуристов, которые тысячами проходят по настилам, забредают на сопки и разрушают сбалансированный мир сосен и травы, который с трудом сохраняется на песчаных дюнах.
С одной стороны, без экотуризма Куршской косе не выжить, у государства нет денег на сохранение уникального заповедника, с другой — чем больше туристов увидит ее, тем больший вред будет нанесен экосистеме.
Или степи Хакасии — присутствие туристов привело к уничтожению 5 видов растительности, уплотнению верхних слоев почвы по берегам озер Беле и Шира и поставило под угрозу существование уникальной флоры хакасских степей. Биологи поставили вопрос о запрете туризма на озерах или выделении специальной зоны для путешественников.
Точно то же самое происходит во всех уголках планеты. В заповедных лесах Калифорнии деятельность экотуристов привела к резкому сокращению числа таких хищников, как например, койотов. Но ведь койот Хакасии лишь одна из вершин пищевых цепочек. Для того, чтобы серьезно, в пять раз уменьшилась их численность, надо было либо отстреливать четвероногих хищников, либо воздействовать на их пищевую цепочку, спугивая птиц, уменьшая поголовье мышей, зайцев, вытаптывая траву.
Причем, как заявляют ученые, экотуристы оказывают влияние не только на животных, растения и птиц, которые оказались непосредственно рядом с маршрутом, нет. Весь парк или заповедник, по которому проложили экологическую тропу, страдает от нашествия человека. Животные реагируют на появление человека стрессом.
А это вмешательство в тысячелетия эволюционного отбора, которые нельзя ни отменить, ни исправить последними двумя-тремя десятилетиями усилий «гринписовцев». Все, что можно сделать полезного для заповедников и природы, это оставить ее в покое в тех тесных границах, которые пока еще держатся.
Виталий Миров Turist.ru