Мне 24 года, моей дочери 2,7 лет. Похоже, у нас начался кризис 3-летнего возраста как говорит психолог в садике (мы ходим в детский сад с 1,6 лет). Воспитатели говорят, что в садике ребенок хорошо себя ведет, слушается. Но, как только мы приходим домой, начинается ужас, плохо ведет себя: не слушается, если я говорю, что этого делать нельзя, то мне надо гаркнуть раз десять, чтобы она это услышала, а чтобы не делала, надо отлупить, потом начинаются слезы и мама я больше не буду, или мама ты плохая и я с тобой не дружу.
А пришла как то в садик за ней то воспитатель рассказала, что ребенок рассказывал, что дома ее обижают и бьют. Не могу найти с ней общий язык. Ребенок первый. Ольга.
Ответ
Здравствуйте, Ольга! Вам «повезло» — и кризис начался, и еще одна особенность есть, что этот кризис может усиливать. Многие дети в саду ведут себя очень примерно, соблюдают режим и правила поведения, не шумят и не балуются. Причина такого поведения, скорее всего, из-за боязни быть наказанным, или воспитатель строгий. И приходя домой, ребенок начинает «отрываться» дома, ведь напряжение накапливается.
Что значит для ребенка — сдерживать свои эмоции и движения! Отнеситесь к этому с пониманием. Попробуйте следующий метод: дайте девочке возможность после садика отбегаться на улице, откричаться, чтобы к приходу домой она немного сняла напряжение в такой вот двигательной активности. Поговорите с воспитателем, попросите, чтобы она понаблюдала за девочкой, не беспокоит ли ее что-либо, не слишком ли зажата в проявлении своих детских эмоций. Понаблюдайте по возможности сами, как общается с детьми воспитатель, не слишком ли строг.
А по поводу слов ребенка, что ее обижают, это сигнал родителям, что дома девочку не понимают, вот она и ищет защиты у других значимых взрослых. Однако это ни в коем случае желание вас «подставить», а стремление любым способом получить больше внимания и понимания. Уделите вечером девочке больше времени, поиграйте в спокойные игры, поговорите, если все же ругаете, обращайтесь чаще к своим чувствам (я расстроилась из-за твоего поведения), а не к личности ребенка (ты плохая). Дети не могут еще разграничить и сопоставить свои поступки и то, как их оценивает самый значимый человек, слово плохой прочно закрепляется и создает дискомфорт и неуверенность в себе, а вот то, что ребенок совершил нехороший поступок, как раз и не откладывается. В итоге – я плохой, значит, меня не любят, а поведение остается прежним.
Уверена, что у вас все получится!
Светлана Сушинских