Можно ли создать машину времени исходя из эффектов специальной теории относительности? С одной стороны преобразования Лоренца должны действовать на все существующие процессы, так же как действует например второй закон Ньютона. С другой стороны эти преобразования не просто относительны, как например размер (метр меньше километра, но больше миллиметра), они «относительны в квадрате».
Если водитель движется относительно дороги, то относительно водителя движется сама дорога. И замедление времени и сокращение пространства должны быть и у водителя и у дороги, в зависимости относительно кого мы рассматриваем процесс, какую систему отсчета берем. В связи с этим преобразования Лоренца ставятся в один ряд с такими эффектами как видимое уменьшение предметов при их отдалении. Поэтому подвергается сомнению реальность замедления и сокращения пространства.
От того, что мы наблюдаем изменение размеров предметов при их отдалении, они меньше не становятся, уменьшается лишь угловой размер. То же самое происходит при Лоренцовом сокращении — размеры самих предметов не изменяются, но изменяется само пространство-время. Это все равно, что нарисовать на бумаге рисунок и затем смять лист — сам рисунок не изменится. Но даже относительный эффект может дать абсолютный результат. Так релятивистские эффекты могут дать реальную абсолютную задержку во времени, показываемую например атомными часами в экспериментах по проверке теории.
Как же происходит такое расхождение часов от «кажущегося» эффекта?
Рассмотрим следующую аналогию. Две машины едут с одинаковой скорость вровень друг с другом по параллельным дорогам. На дорогах нанесены поперечные метки, с помощью которых определяется скорость движения. Если скорость одинакова, то и количество пересеченных меток тоже одинаково.
Далее дорога одной из машин поворачивает на некоторый угол. Что будут наблюдать водители? По меткам первой дороги (красные полоски) вторая машина будет двигаться медленнее чем первая, поэтому второй водитель будет опаздывать. А по меткам второй дороги (синие полоски) наоборот медленнее движется первая машина, поэтому она будет опаздывать.
Далее дорога для второй машины сворачивает обратно к первой, но с тем же углом. Что теперь будут наблюдать водители? Так как дороги по-прежнему идут не параллельно под определенным углом, то скорость соседней машины по собственной разметке будет так же более медленной. Но первая машина уедет дальше, так как дорога для нее оказалась короче, чем для второй машины.
Таким образом, кажущееся замедление второй машины по разметке первой превратилось в реальное опоздание машины на финише. Но кажущееся замедление первой машины по разметке второй так и осталось кажущимся. Это произошло из-за того, что направление разметки первой машины не менялась — она двигалась по прямой, а разметка второй изменялась при повороте.
Полученная аналогия конечно отличается от пространства Минковского, но показывает как относительный эффект может дать абсолютный результат.