Родители, бабушки и дедушки, нередко разводят руками, расписываясь в собственной несостоятельности, а иногда гордятся собственным ребенком, что он уже в таком маленьком возрасте умеет добиваться того, чего хочет. В детских садах на таких детей нередко жалуются, так как они капризны, трудно подчиняются общим правилам. Другие дети нередко отказываются играть с такими детьми, что также связано с тем, что эти дети не способны следовать общим правилам игр, не могут гибко менять роли, не терпят, когда не следуют их прихотям и указаниям.
Когда ребенок превращается в маленького тирана, нужно ли бить тревогу? Должны ли родители осознавать все последствия для них и для ребенка? Кто несет ответственность за то, что ребенок — «маленький тиран»? В силах ли родители что-то изменить, справиться с собственным ребенком?
Ребенок не рождается тираном, он становиться им постепенно, проверяя каждый раз границы дозволенного родителями. Ребенок захватывает все больше и больше территории, на которой он полноправный властитель, и уже как маленький Наполеон хочет получить все большую власть, болезненно реагируя на малейшее неповиновение, устраивая истерики, шантажируя родителей, добиваясь, нередко с помощью плохого поведения, собственных целей.
Начинается обычно с незначительных вещей. Например, ребенок не хочет доедать кашу, потом есть кашу, потом будет есть только определенную кашу, а потом родители сталкиваются с тем, что ребенок отказывается есть те продукты, которые ему необходимы, и очень любит «кока-колу» или «чупа-чупс», в которых уже родители не способны ему отказать.
Или другой пример: сначала родитель не может запретить ребенку играть в мяч в квартире или прыгать на кровати, а потом ребенок забирается на шкаф или ходит по подоконнику у открытого окна и уже нет в семье человека, которого бы послушался маленький «властитель» и осторожно слез с подоконника.
Так ли безопасно то, что ребенок чувствует себя самым главным и никого не слушается? Если ребенок устраивает истерику дома, то, возможно, отменится прогулка или поход в магазин, если конечно родители не сделают так, как желает ребенок. Но что, если ребенок решит устроить истерику на проезжей части, или просто откажется взять взрослого человека за руку при переходе через улицу. В подобных случаях непослушание ребенка может быть смертельно опасно.
Отвоевывая у взрослых все большие территории, получая все больше власти, такие дети становятся очень тревожными, нередко у них появляются страхи, им сняться кошмары. Это связано с тем, что ребенок не способен справиться с этой властью, продумать последствия своего поведения. Такие дети нередко получают различные увечья, потому что никто не может их остановить, когда они лезут на шкаф или тянут руки к горячей плите. Так же, добиваясь своего, такие дети могут вызывать у родителей сильные негативные эмоции, проявление которых может пугать ребенка.
Т.е. ребенок оказывается в ловушке, когда с одной стороны ему нравиться делать, что хочет, а с другой стороны он постоянно чувствует боль и испытывает на себе раздражение и злость взрослых. Ребенок становиться нервным и беспокойным, так как не способен справиться с теми эмоциями, которые переживает. У таких детей нередко наблюдается ухудшение соматического здоровья, так как если ребенок не хочет носить шарф или не выходит из лужи, а родители не способны повлиять на него, то постоянные простуды ребенку обеспечены.
Маленькие тираны не любят делать что-то, что им не нравится, требует от них усидчивости, терпения, поэтому их сложно обучить каким–либо новым навыкам. Это касается как завязывания шнурков, так и разучиванию и написанию букв и цифр. Такие дети нередко очень остро реагируют, когда у них не все получается.
Так же из-за неумения и нежелания подчинятся общим правилам, которые задаются авторитетными взрослыми (воспитателями в детском саду, а позднее учителями в школе), социальная жизнь ребенка сильно усложняется, мешая нормальному развитию и обучению. Другие дети могут отказываться играть с «маленькими тиранами», потому что они не хотят делиться игрушками, в игре выбирают только лучшие роли, отказываясь играть непривлекательные. Поэтому такие дети могут чувствовать себя одинокими, и им свойственно проявлять агрессию по отношению к другим людям (детям), так как социальное окружение не ведет себя так, как привык «тиран».
Родители «маленького тирана» постепенно вживаются в роль «свиты», видя, что ребенок принимает очень много решений, пытаются передать ребенку часть полномочий, часть собственной ответственности за воспитание ребенка. От родителей можно услышать «мы опоздали, так как он не хотел одеваться» или «мы не сделали домашнее задание, потому что он не захотел» и т. д. Родители передают ребенку ответственность, с которой он не в состоянии справиться, предлагают ему принимать решения, которые он не способен обдумать и представить себе все последствия.
Пример семьи с «маленьким тираном»
За психологической помощью обратилась мама шестилетней Оли. Родители разведены, Оля живет вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Оля особенный ребенок, инвалид, ей нужно сделать серию операций, и тогда она будет нормальным ребенком. Оля часто болеет, и поэтому операции постоянно переносятся. Она плохо ест, ее трудно собрать на прогулку.
Она привыкла, что все внимание взрослых сосредоточено на ней, и, если бабушка за столом решила поговорить с дедушкой, может случиться истерика с отказом от еды (а для бабушки самое страшное, когда ребенок голодный). Оля всегда добивается того, чего хочет даже от строгой мамы, которой неудобно, если (особенно при посторонних) дочь начинает поднимать юбку или раздеваться. Мама сделает все, чтобы не испытывать неловкость.
Оля трудно обучается новым навыкам, потому что требуется много терпения, чтобы сносить ее капризы, когда у нее что-то не получается. У нее есть хобби — она любит переодеваться, и никогда не надевает вещи второй раз, потому что они ей кажутся грязными. Она может переодеваться несколько раз в день, дома нет стиральной машины, поэтому бабушка много времени тратит на уговоры «одень еще раз, ведь чистое» и на стирку, потому что уговоры не помогают.
В детском саду воспитатели давно не обращают на нее внимания. В группе она занята сама собой и не участвует в общей жизни. Дети с ней не играют, потому что она дерется, если что-то не по ее желаниям. (Отвержение детей не связано с инвалидностью Оли, так как детский сад специализированный, где все дети — инвалиды).
Взрослые в этой семье — усталые, измученные. Оля — несчастный и одинокий ребенок, постоянно болеющий, с которым никто не хочет играть.
Возможно, этот пример может показаться очень ярким, редко встречающимся в обычной жизни. Но если понаблюдать за поведением детей, то можно увидеть «маленьких тиранов», имеющих те или иные «Олины» черты.
«Маленькие тираны» могут расти в очень разных семьях. Это не связано напрямую ни с материальным достатком, ни со здоровьем ребенка, ни с присутствием отца в семье или с чем–либо еще. По очень разным причинам родители начинают уступать ребенку, а потом уже не способны справиться с его напором (все дети — отличные психологи и очень быстро начинают понимать, как быстрее добиться желаемого от взрослых). Искать причины возникновения в семье «тирана» можно, но лучше попытаться исправить сложившуюся неправильную иерархию.
Что могут сделать родители, чтобы отнять у ребенка ненужную власть, сделав тем самым его жизнь более счастливой?
В первую очередь родители должны помнить, что их ребенок — маленький человек, не способный нести за себя ответственность. И поэтому воспитание и забота о ребенке (до тех пор, пока он не стал взрослым) — это ответственность родителей.
Также родители должны помнить, что они главные в семье, и поэтому, если что-то решили, то могут (и должны) настоять на своем. «Маленькому тирану» это может не понравиться, и он будет бороться за власть, возможно устраивая страшные истерики, но, если родители последовательны в своих решениях, ребенок быстро сдает свои позиции, превращаясь из «тирана» в нормального счастливого ребенка.
Начинать отвоевывать собственные территории в общении с ребенком родителям лучше в домашней атмосфере, где нет лишних «осуждающих» взглядов. Ребенок, устраивающий истерику, делает это для своих родителей, чтобы добиться того, чего он желает. Ни один ребенок не будет рыдать зная, что его никто не слышит. Родителям важно помнить, что, если «война» началась, то вести ее нужно до конца, иначе они получат тирана, владеющим еще большими территориями.
Ребенок становится «маленьким тираном» и расширяет собственные границы дозволенного потому, что взрослые уступают ему, не проявляя настойчивость и жесткость. Но именно взрослые могут сделать так, чтобы семейная ситуация изменилась, чтобы они чувствовали себя авторитетными и компетентными, а ребенок чувствовал бы себя спокойно и защищенно, рядом с любящими родителями.
Пояркова Елена
семейный психотерапевт