В жизнь детей мир входит постепенно. Вначале ребенок познает то, что окружает его в семье, в школе и детском садике. С течением времени его жизненный опыт обогащается. Очень важную роль при этом играют ежеминутные впечатления от общения с людьми. Восприятие ребенка определяется информацией, которую он получает по телевидению. Контакт ребенка с миром вещей дает возможность глубже его познать, что порождает у ребенка множество вопросов. Мир порождает у школьника любознательность, а привлечь его к активному познанию окружающего мира, овладеть способами познания связей между предметами и явлениями поможет игра.
Почему дети так любят игру? Чем она их так привлекает? Откуда берут они энергию, чтобы без угомона бегать с мячом, часами строить замки и мосты, забавляться с куклами?
Игра для ребенка — настоящая жизнь со своей радостью и неприятностями, переживаниями и достижениями. Вместе с тем она для него свободная деятельность, ведь играет ребенок без принуждения, с удовлетворением. Первейшая ценность игры в том, что в ней ребенок легко усваивает то, на что в других условиях пришлось бы прилагать значительные усилия. Поэтому и берут игру на вооружение учителя, воспитатели, родители. Без нажима взрослых, ребенок усваивает в ней разнообразные знания, приобретает умения, готовится к жизни.
Игра готовит ребенка к обучению и работе. Какой ребенок в игре, такой он и в работе. Хорошая игра, в которой ребенок активный, самостоятельно мыслит, одолевает трудности.
Широкое использование игрового материала, а именно разных видов дидактических игр, в обучении и воспитании в сравнении с другими методами (например, словесными, наглядными) имеет ряд преимуществ. За исследованиями многих ученых игра занимает значительное место, как в жизни детей младшего школьного возраста, так и старшеклассников. Она является обычным состоянием, потребностью детского организма. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Наблюдая за играми детей, их поведением в процессе игры, педагог может проявить их индивидуальные особенности, определить наиболее эффективные пути влияния на личность ребенка.
Игра не только обнаруживает индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные качества личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом объединении игры и обучения. Теоретиками и практиками доказано, что игры имеют большое значение в умственном, физическом, эстетичном воспитании детей. Она дает возможность решать разнообразные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.