WEBcommunity

Учимся управлять эмоциями на работе

На работе люди проводят большую часть своей жизни. Как бы вы ни старались трудиться, находить общий язык с коллегами, повышать квалификацию — все равно в любом коллективе придется столкнуться...

На работе люди проводят большую часть своей жизни. Как бы вы ни старались трудиться, находить общий язык с коллегами, повышать квалификацию — все равно в любом коллективе придется столкнуться с «неудобными» ситуациями. Важно научиться правильно реагировать.

Причин для взаимных обид достаточно. Сегодня на совещании вас раскритиковал шеф, сисадмин отказался помочь вовремя, а у вас аврал? Или коллега угощала шоколадом, а вам не предложила. Когда с нами случаются такие ситуации, мы действительно расстраиваемся, иногда до слез, а иногда до тайно затаившейся злобы. Но стоит призадуматься: как, оказывается, часто наши мотивы смешны и нелепы. Как научиться не обижаться по мелочам?

Порой случается, мы слышим критику в свой адрес от начальства: выговор, порицание на планерке или лишение премии. Женщины обычно надеются, что даже если они провинились, все как-нибудь утрясется и шеф их пощадит. Тем больнее воспринимаются меры наказания. Обижаться можно сколько угодно, но это не поможет исправить ситуацию. Эффективнее всего проанализировать случившееся, сделать выводы и реабилитироваться в глазах начальства.

Иногда начальник позволяет себе повышенный тон, грубые выражения. Это оскорбляет женщин, которые обычно гораздо лояльнее в общении. Выхода два: либо попробовать осадить шефа в момент грубости, либо искать нового.

А что если отобрали служебную машину, лишили загранкомандировок, сократили выплаты на мобильную связь? Вместо вынашивания планов мести лучше попробуйте убедить шефа, что все это вам необходимо в работе.

Бывают и другие случаи: премия, внеочередной отпуск или оплаченное фирмой обучение достались не вам — это обидно. Чтобы не погрузиться в депрессию, стоит осознать, что в основе таких обид лежит самая обыкновенная зависть. Но можно поставить и это чувство на службу здоровому карьеризму и тогда получить уже свои лавры.

Проанализируйте, как чаще всего вы реагируете на замечания? Есть разные пути развития конфликта. В зависимости от того, какой вы выберете, такого результата и следует ожидать:

Стерпеть. Это самый миролюбивый путь, но он приводит к тому, что с вами не будут считаться в коллективе. Так запросто можно превратиться в «козла отпущения». И в таком случае обида уж точно не окажется последней. Доставлять мелкие неприятности людям, которые не могут сами постоять за себя, — это один из способов подтверждения своего более высокого статуса. Зачем вам служить самоутверждению коллег?

Отстоять свои права. Данный способ работы с чувством обиды подразумевает полное спокойствие. Выждите, когда ваши эмоции войдут в норму. После чего рассмотрите ситуацию. Принимайте во внимание только факты, отбрасывая все предположения и догадки. Возможно, вас вовсе не желали обидеть? Или вы слишком обостренно восприняли вполне невинное высказывание? Задумайтесь!

Открыто конфликтовать. Это наиболее рискованный путь, потому что коллектив сложился раньше, чем вы туда пришли. И дружные сотрудницы не дадут обижать ни кого из своих старых и проверенных подруг. Так что, прежде чем начинать открыто конфликтовать с кем-то, взвесьте все.
К тому же конфликты на работе обычно не приветствуются начальством, ведь хорошему качеству работы это никак не способствует. Поэтому попытайтесь решить сложную ситуацию мирным путем, но при этом твердо отстояв свое мнение. Нужно помнить обиженный сотрудник — это скрытая угроза. Когда человек обижен, трудно ожидать от него спокойного делового поведения. В состоянии гнева или возмущения, сопутствующих обиде, очень легко наделать глупостей.

Обезопасить себя просто. Небольшое количество зависти, соперничества и просто взаимного неприятия может найтись даже в здоровом коллективе, но любых обид можно избежать. Будьте сдержанны и доброжелательны, не завидуйте и не провоцируйте словами или поступками зависть к себе. От этого станет легче жить не только вашим коллегам, но в первую очередь вам. Еще одна важная причина всех обид — это обманутые ожидания. Никогда не предполагайте, что, если вы что-то знаете или поступили бы определенным образом, другой человек повел бы себя так же.

Пытайтесь посмотреть на ситуацию отстраненно — выход найдете быстрее и легче. Помните: все мы — разные люди, и поступки у нас тоже разные.