Наилучший учитель тот, кто пробуждает у учеников желание учить. Эта неопровержимая истина провозглашалась в той или другой форме прогрессивными педагогами всех времен.
Учитель в школе является источником той силы, которая приводит в движение учебно-воспитательный процесс, вдыхает в него жизнь. Для младшего школьника учитель — это «солнце, которое ничем не заменить». Начальная школа — это, прежде всего, творческая работа одного учителя в период детства, а детство, детский мир — это мир особый. Главнейшим в этой очень тонкой сфере является глубокое понимание, точнее, ощущение сердцем детского мира, ощущением детства.
По мнению специалистов, процесс обучения в начальной школе должен происходить на положительном эмоциональном фоне. В этой связи огромного значения приобретают отношения, которые составляются у ребенка с одноклассниками (фактор, который будет играть ведущую роль в подростковом возрасте). Подмечено, что младшие школьники в начале своей школьной жизни чувствуются дискомфорт через присутствие незнакомых детей, стыдятся друг друга, но, к счастью, такое состояние у них довольно быстро проходит. Ближе к концу, упомянутого векового периода, заметны изменения в отношениях между детьми: возникают межличностные связи, формируется взаимная требовательность и оценка. Но привычки между личностных отношений, как правило, развиты слабо и строятся в основном на эмоциональной основе.
Школьники, когда их спрашивают о том, что им нравится в любимых для них учителях, кроме этих умений и знаний подчеркивают такие черты их личности, как чуткость, сердечность, внимательность к запросам и интересам детей. Поведение учителя, его моральное лицо — все это важные факторы воспитания положительного мотива обучения.
Формирование полноценных мотивов учебной деятельности во многом зависят от взаимоотношений между учителем и учеником, которые регулируются педагогическим тактом учителя. Неосторожно брошенные учителем слова, реплики, окрики («бездарь», «ноль», «из тебя ничего не выйдет») удручают ребенка, подрывают его веру в свои силы, больно ранят душу ребенка.
Нетактичность учителя часто связана с его психическим состоянием, которой он не умеет руководить (злость, раздражение, нервозность…). В таких случаях ему следует научиться раз и навсегда владеть собой, мимикой, жестами, движениями, чтобы его психическое состояние не тормозило умственную деятельность учеников.
Настоящий учитель каждым своим словом и действием должен убеждать их в своей искренности, доброжелательности и справедливости. Только при этом условии можно воспитать положительные мотивы к обучению, как ответственной, интересной и радостной работы.