Знание можно давать по-разному. Можно словом, что и делает преимущественно современная школа, можно наглядно и в процессе разнообразной деятельности, но для этого не хватает средств и большинство учителей не готовы. Поэтому и была отброшена концепция “трудовой политехнической школы”, которая зарождалась в советский период. Как решать эту проблему? Надо иметь в виду инерционные процессы, которые исторически сложились. Ведь основные документы о школе, которые определили ее базу, были приняты в 30-те года. В этом виде она осталась и на сегодня. В сущности, имеем модель школы, которая создана во времена Сталина, и мало что изменили в структуре этой школы. Как и раньше, основным местом обучения является класс. Это стало так привычно, что никто и не задумывается, что могло быть и иначе.
А, может, и должно быть иначе, если призадуматься об основах развития человека в современных условиях. Каким он должен быть?
Исследования показывают, что это должно быть развитие человека как целостности, которая означает его физическое, духовное и социальное развитие. Если мы положим в основу школы это триединство, то увидим новые векторы в развитии школы. Нужно обеспечить физическое развитие школьников. И потому надо ввести больше часов физкультуры. Для этого нужна база, снаряжение, преподаватели. Это тяжело. Тем не менее, этим надо заниматься, так как здоровье — основа жизни.
Духовное развитие должно объединять как общеобразовательную подготовку, так формирование интереса к конкретной сфере деятельности. Это требует перестройки содержания образования, которое должно учить мыслить и действовать творчески в новых условиях, которые постоянно изменяют действительность. Должен быть введен свободный выбор предметов. А главное, надо создать условия для формирования нужд углубленных представлений. Ведь границ познанию нет. Но это должно быть делом не всех, а только тех, кто имеет способности к этому. Кто же не имеет способностей к науке, должен овладеть разнообразными жизненными привычками.
Социальное развитие должно формировать гражданина страны, который желает и умеет формировать демократическое, правовое государство. Для этого необходимо организовать разную социальную деятельность.
Перспективным направлением создания школы ХХІ века является центр, в котором была бы сбалансирована познавательная деятельность с другими видами деятельности и общения.