WEBcommunity

Какой быть школе в ХХІ веке?

Школа стала заведением, которое дает в основном знание. Что здесь плохого, ведь знание - сила! На первый взгляд, здесь нет никакого разногласия, если не апеллировать проблему, какие знания, для кого...

Школа стала заведением, которое дает в основном знание. Что здесь плохого, ведь знание — сила! На первый взгляд, здесь нет никакого разногласия, если не апеллировать проблему, какие знания, для кого и для чего их давать. И здесь педагоги столкнулись с проблемой чрезмерного информационного перенасыщения. Тем не менее, известно, что охватить все невозможно и не нужно. Основы наук, которые излагают в школе, оказались «затеоретизированными». А научно-технический прогресс прибавляет новые знания, причем, очень стремительно. Меняются технологии, их использование и внедрение. Дети в школе и дома учатся по много часов. Это привело к подрыву здоровья большинства учеников, о чем говорят статистические данные, в том числе и Министерства образования и науки.

Знание можно давать по-разному. Можно словом, что и делает преимущественно современная школа, можно наглядно и в процессе разнообразной деятельности, но для этого не хватает средств и большинство учителей не готовы. Поэтому и была отброшена концепция “трудовой политехнической школы”, которая зарождалась в советский период. Как решать эту проблему? Надо иметь в виду инерционные процессы, которые исторически сложились. Ведь основные документы о школе, которые определили ее базу, были приняты в 30-те года. В этом виде она осталась и на сегодня. В сущности, имеем модель школы, которая создана во времена Сталина, и мало что изменили в структуре этой школы. Как и раньше, основным местом обучения является класс. Это стало так привычно, что никто и не задумывается, что могло быть и иначе.

А, может, и должно быть иначе, если призадуматься об основах развития человека в современных условиях. Каким он должен быть?

Исследования показывают, что это должно быть развитие человека как целостности, которая означает его физическое, духовное и социальное развитие. Если мы положим в основу школы это триединство, то увидим новые векторы в развитии школы. Нужно обеспечить физическое развитие школьников. И потому надо ввести больше часов физкультуры. Для этого нужна база, снаряжение, преподаватели. Это тяжело. Тем не менее, этим надо заниматься, так как здоровье — основа жизни.

Духовное развитие должно объединять как общеобразовательную подготовку, так формирование интереса к конкретной сфере деятельности. Это требует перестройки содержания образования, которое должно учить мыслить и действовать творчески в новых условиях, которые постоянно изменяют действительность. Должен быть введен свободный выбор предметов. А главное, надо создать условия для формирования нужд углубленных представлений. Ведь границ познанию нет. Но это должно быть делом не всех, а только тех, кто имеет способности к этому. Кто же не имеет способностей к науке, должен овладеть разнообразными жизненными привычками.

Социальное развитие должно формировать гражданина страны, который желает и умеет формировать демократическое, правовое государство. Для этого необходимо организовать разную социальную деятельность.

Перспективным направлением создания школы ХХІ века является центр, в котором была бы сбалансирована познавательная деятельность с другими видами деятельности и общения.