WEBcommunity

Трагичная страница в истории Тихоокеанских островов

Когда к лагуне удаленного атолла подошли два корабля, местные жители собрались на берегу и радостно зашумели. Немного ранее один человек, который спасся здесь после кораблекрушения...

РабыКогда к лагуне удаленного атолла подошли два корабля, местные жители собрались на берегу и радостно зашумели. Немного ранее один человек, который спасся здесь после кораблекрушения, подарил каждой семье по несколько вырванных из Библии страниц. Эти простые люди упорно их читали и с нетерпением ожидали христианского учителя.

Моряки из прибывших кораблей пообещали людям отвезти их туда, где можно больше научиться о Боге. На корабле поднялось почти 250 доверчивых мужчин и женщин, многие из которых держали в руках свои драгоценные страницы из Библии.

Эти люди стали жертвами коварного мошенничества. На кораблях их связали и бросили в трюм. После этого началась долгое путешествие в Кальяо, что в Южной Америке. В антисанитарных условий много невольников умерло. Немало женщин претерпело полового надругательства. Переживших это ужасное путешествие, продали как рабов на плантации, в рудники или как домашних слуг. Они так никогда и не вернулись на свой остров.

Работорговля в южной части Тихого океана процветала на протяжении XIX и даже в начале XX столетия. В первой половине 1860-х лет тысячи островитян были проданы в Южную Америку. В следующем десятилетии рабов начали привозить в Австралию. В 1867 году бывший офицер британского военно-морского флота Росс Левин предлагал владельцам сахарных и хлопковых плантаций «наилучших и наиболее услужливых островитян по 7 фунтов стерлингов за голову».

Британское министерство колоний пыталось бороться с работорговлей, но безуспешно. Во-первых, было трудно применить британский закон для защиты подданных других государств. Во-вторых, закон не содержал четкого определения рабства. Поэтому на судах работорговцам удавалось уклоняться от правосудия. Они утверждали, что островитяне, хотя и обманутые и забраны силой, не были рабами. Те люди, мол, работают по контракту, поэтому им выплатят заработанные деньги и отправят домой. Некоторые работорговцы даже говорили, что делают добро этим бывшим язычникам, ведь они находятся под защитой британских законов и учатся работать. Ввиду этого власть годами не могла остановить работорговлю.

Со временем против работорговли стали выступать неравнодушные граждане. Жители островов могли приезжать на работу добровольно, но заставлять их уже было запрещено. Резко осуждались наказание плетьми, клеймение и нечеловеческие условия, в которых они жили и работали.

Особенно усилилось движение против работорговли после гибели епископа англиканской церкви Джона Паттесона. Он решительно выступал против торговли людьми, но сам стал жертвой мошенничества и погиб от рук тех, кого защищал. Чтобы обмануть туземцев, работорговцы прибыли к одному из островов перед прибытием туда Паттесона. Свой корабль они сделали похожим на его. В порту местных жителей пригласили на борт корабля, чтобы повидаться с епископом. Конечно же на родной остров эти люди уже не вернулись. Поэтому когда туда прибыл Паттесон, его встретила разъяренная толпа. За ужасный обман люди убили епископа, считая, что отомстили ему. Этот трагический инцидент, а также недовольство общественности заставили британскую и французскую власть послать в Тихий океан военные корабли, которые должны были остановить надругательство над туземцами.

Правительства таких австралийских штатов, как Новый Южный Уэльс и Квинсленд, тоже помогали министерству колоний бороться с работорговлей. Были приняты соответствующие законы, запрещавшие эту позорную практику и защищали права наемных работников. Кроме того, власти назначали специальных инспекторов и высылали правительственных служащих на каждый корабль, которым перевозили наемных работников. Они должны были следить за тем, чтобы с островитянами обходились по-человечески. Все эти усилия не были напрасными. Суды над похитителями и убийцами дали гораздо больший эффект, чем принятие недейственных законов относительно работорговли. Поэтому за последнее десятилетие XIX века ситуация заметно изменилась. Торговля людьми пошла на спад, и в начале XX столетия новых невольников уже почти не было.

Новообразованный орган — парламент Австралийского Союза – в 1901 году стал заниматься вопросами иммиграции. В своих решениях он учитывал мнение общественности, которая была недовольна тем, что в стране столько чужеземных рабочих. Ведь через это обесценивалась местная рабочая сила. Работали островитяне по контракту, или нет, они стали в Австралии нежелательны. Тысячи были принудительно отправлены домой. Это привело к еще большим трагедиям, поскольку кое-кто должен покидать обжитые места и расставаться со своими родными.

В сентябре 2000 года правительство штата Квинсленд издал официальное заявление, которое поместили в публичном месте. Правительство признавало, что островитяне Тихого океана произвели ощутимое влияние на развитие экономики и культуры штата Квинсленд. Одновременно в заявлении правительство извинялся за жестокое обращение с островитянами.