Наряду с сексизмом — дискриминацией по половому признаку — возрастная дискриминация является, по проведённому мной любительскому опросу кадровых менеджеров, одной из самых частых причин отказа в приёме на работу. Оставив в стороне юридические, экономические и даже этические аспекты этого явления, сосредоточусь на тех, в которых единственно разбираюсь — на психологических.
Если руководитель организации выдвигает требование: принимаем работников только до 35 лет, это может означать, что внутри него всё ещё живёт маленький испуганный мальчик, для которого любой человек старше — источник унижения, страха и чувства неполноценности. Таков его жизненный опыт. Презрение и недоверие к старшему возрасту — это ненависть к самому себе, ведь старости смогут избежать только самые невезучие из нас…
Речь не идёт о благотворительности работодателей в пользу старшего поколения. Речь идёт о разумном, а не эмоциональном подходе. Часто кажущиеся весьма солидными и деловыми люди таковыми являются только на уровне костюма. Неожиданной была реакция солидного папы баловной ученицы начальной школы на рассказ о дикой выходке девочки на уроке. «Йес!» — торжествующе произнёс папа, — «Хоть она их сделала!»
Годами копившаяся и подавлявшаяся ненависть против разного рода «наставников» может вылиться и в невозможность делового сотрудничества с теми, кто хоть чем-то на них похож. Это даже не предвзятость. Это страх вспомнить роль маленького неуспешного человечка. Кому-то некомфортно командовать человеком старше себя, а это тоже ограничения и предрассудки, которые маркируют личностные проблемы начальников разного уровня и отсутствие пресловутых лидерских качеств…
Не последнюю роль в формировании дискриминирующего отношения сыграла политика государства в 90-е годы, продемонстрировавшая не только материальное, но и морально-идеологическое пренебрежение достоинством старшего поколения. Сколько прекрасных работников ушли тогда обиженными по сокращению! Впоследствии, правда, некоторые благодарили судьбу, сделав карьеру и деньги в негосударственных структурах, развернув бизнес или удачно вписавшись в новые проекты.
Попытки подвести под свои детские страхи и комплексы некую теоретическую базу не выдерживают никакой критики. Ну какой зрелый руководитель будет возражать против идеи, что разумнее сравнивать квалификацию кандидатов разного возраста, чем отсеивать «не тот» возраст на уровне программы компьютера кадрового менеджера?
А недостатки в работе и характере могут обнаружиться у человека любого года рождения. Любой обученный «потом и кровью» работник может уйти, неблагодарный. Кто на пенсию, кто в более подходящую фирму, к конкурентам. Неужели второе предпочтительнее? Если коллектив не способен интегрировать опыт и особенности разных поколений, то какие серьёзные задачи он сможет решить?
Шевченко Алевтина